Проект федерального закона № от 2009-08-11 00:00:00

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров)

Статья 1. Внести в Таможенный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066; 2004, № 27, ст. 2711; 2008 № 26, ст. 3022) следующие изменения и дополнения:

пункт 1 статьи 151 дополнить пятым абзацем следующего содержания: «Порядок условного выпуска и изменения статуса условно выпущенных товаров для таможенных целей определяется Правительством Российской Федерации.»;

в пункте 2 статьи 361 слова «одного года» заменить словами «трёх лет»;

в пункте 4 статьи 363 после слов «В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров» дополнить словами «, а также проверки факта выпуска товаров таможенными органами,»; слова «а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами» заменить словами «а также к последующим и (или) предшествующим операциям с данными товарами»;

в абзаце четвертом пункта 3 статьи 376 после слов «у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезёнными товарами,» дополнить словами «а также лиц, во владении или собственности которых находились или находятся ввезённые товары,».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д.Медведев Москва, Кремль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров)

Анализ правоприменительной практики положений таможенного законодательства при организации и проведении таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров выявил ряд законодательных пробелов и проблемных вопросов, препятствующих эффективному таможенному контролю после выпуска товаров.

Основными проблемными вопросами являются следующие:

1.неопределённость момента окончания нахождения под таможенным контролем товаров, выпущенных условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей;

2. недостаточный период времени, в течение которого ввезённые товары могут быть подвергнуты проверочным мероприятиям с момента утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем;

3. ограниченные возможности при проверке достоверности заявленных в таможенные органы сведений при экспорте товаров;

4. неполный перечень лиц, у которых может проводиться таможенный контроль в форме специальной таможенной ревизии;

Данная ситуация негативным образом влияет на обеспечение национальной и экономической безопасности государства, а также восполнение потерь федерального бюджета и способствует условиям, при которых контрабандные и контрафактные товары бесконтрольно обращаются на внутреннем рынке. Такие товары зачастую запрещены к ввозу и являются потенциально опасными для жизни и здоровья граждан.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров)» предполагается решить обозначенные проблемы.

I. Внесение дополнений в пункт 1 статьи 151 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России) обусловлено тем, что нормами таможенного законодательства не определён механизм завершения таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, в соответствии с пунктом 1 статьи 151 ТК России.

Таможенные органы осуществляют контроль использования условно выпущенных товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, в том числе в отношении товаров, которые были использованы в ходе производства или строительных работ (расходные материалы), и, следовательно, уже не существуют в первоначальном виде. В ФТС России регулярно поступают обращения от участников внешнеэкономической деятельности о снятии таких товаров с контроля.

Примером является контроль целевого использования товаров, ввезённых в качестве гуманитарной помощи. Обязательным условием целевого использования таких товаров является их передача конечным получателям. В качестве гуманитарной помощи в основном ввозятся одежда, обувь, постельное бельё, детские игрушки, продукты питания, лекарственные средства и другие товары, которые расходуются в процессе их потребления.

Другой пример - товары, использованные для строительства объектов. Они не меняют своего статуса условно выпущенных товаров, но осуществлять контроль в отношении этих товаров фактически не представляется возможным, поскольку при использовании в строительстве товар физически видоизменяется, приобретает новые свойства и, соответственно, меняется код товара по ТН ВЭД России. Однако под таможенным контролем остается товар под тем же наименованием и кодом ТН ВЭД России, который был заявлен при ввозе. В частности товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции.

Предполагается предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать порядок условного выпуска таких товаров и изменения их статуса для таможенных целей.

В соответствующем акте Правительства Российской Федерации предполагается определить категории товаров, в отношении которых предоставляются льготы по уплате таможенных платежей, сопряженные с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. В отношении данных категорий также предполагается определить возможность и процедуру изменения статуса товаров. Также предполагается разработать порядок уведомления таможенных органов о произведенном потреблении, определить перечень документов, подтверждающих потребление (полное использование), порядок назначения таможенными органами проверочных мероприятий, а так же перечни товаров, в отношении которых возможно изменение статуса.

II. Внесение изменений в статью 361 ТК России обусловлено необходимостью корреспондирования её положений с иными нормами ТК России (в частности регламентирующими порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей, а также хранения лицами документов для таможенного контроля), Налогового кодекса Российской Федерации и приведение законодательства в соответствие требованиям международного опыта.

Статьёй 361 ТК России установлено, что таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

При этом статьёй 348 ТК России предусмотрено, что при принудительном взыскании таможенных платежей требование об уплате таможенных платежей может быть выставлено в течение трёх лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины и налоги. Статьёй 363 ТК России предусмотрена обязанность лиц хранить документы, необходимые для таможенного контроля, не менее трёх календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.

Таким образом, в Таможенном кодексе Российской Федерации заложены нормы, позволяющие производить взыскание таможенных платежей в пределах вышеуказанных сроков. Однако практическое применения данных норм ограничено годичным сроком, предусмотренном пунктом 2 статьи 361 ТК России.

Предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят устранить внутреннюю несогласованность норм ТК России. Кроме того, трёхгодичный срок в большей степени соответствует общему сроку исковой давности, определенному Гражданским кодексом Российской Федерации, а также сроку, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации для проведения налоговых проверок, что будет способствовать более эффективному взаимодействию таможенных органов с налоговыми органами при проведения скоординированных проверок и исключению дублирования функций.

В результате анализа положений законодательств ряда ведущих стран в области таможенного пост-контроля установлено, что период для осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров, предусмотренный законодательствами стран, входящих в Европейский союз, а также законодательствами Китайской народной республики, Республики Беларусь, Королевством Таиланд и многих других стран, составляет не менее 3 лет.

В подготовленном Евротаможней отчёте о результатах проведенного в 2004 году сравнительного анализа подходов к проведению таможенного пост-контроля в России и Европейском Союзе, установленный статьей 361 ТК России срок, равный 1 году, признан слишком коротким и препятствующим эффективному контролю.

Внесение предлагаемых изменений будет способствовать решению стоящих перед таможенными органами задач по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, благотворно повлияет на создание благоприятных условий для увеличения товаропотоков через таможенную границу Российской Федерации законопослушными лицами путём сокращения времени таможенного оформления при переносе акцента на пост-контроль.

III. Внесение изменений и дополнений в статьи 363 и 376 ТК России обусловлено выявленными в ходе анализа правоприменительной практики пробелами таможенного законодательства.

Зачастую таможенными органами выявляются на внутреннем рынке товары, имеющие признаки контрабандных. В случаях, если такие товары обнаружены у лиц, не являющихся их собственниками или реализаторами таможенные органы не имеют правовых оснований для проведения детальной проверки таких товаров в форме таможенной ревизии, поскольку такие лица не поименованы в пункте 3 статьи 376 Кодекса.

В частности, ТК России не предусматривает возможности проведения таможенной ревизии у лиц, не являющихся участниками внешнеэкономической деятельности и не осуществляющих торговлю ввезенными товарами, но использующих их для собственных нужд, производственных целей или оказания услуг (например, организации либо индивидуальные предприниматели, приобретающие на внутреннем рынке ввезенные товары для переработки, изготовления собственной продукции либо для собственных нужд, а также в качестве основных производственных фондов; лица, работающие по агентским договорам, договорам аренды (лизинга), договорам комиссии и договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание).

Отсутствие данных категорий в перечне лиц, у которых может проводиться специальная таможенная ревизия, позволяет недобросовестным лицам легализовывать контрабандные и контрафактные товары путём выведения их из-под контроля таможенных органов, осуществляющих таможенный пост-контроль.

Еще более ограничены возможности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 363 ТК России таможенные органы наделены правом в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров запрашивать и получать документы, относящиеся к внешнеэкономическим операциям, а в отношении ввозимых товаров - также к последующим операциям с данными товарами.

В то же время в отношении вывозимых товаров ТК России не закреплено право таможенных органов на получение документов, относящихся к операциям, предшествующим экспортным поставкам, из-за чего у таможенных органов отсутствует возможность проследить движение товара до вывоза с таможенной территории Российской Федерации, и, следовательно, удостовериться в достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, а также убедиться в правильности определения стоимостных, количественных, качественных и иных показателей товаров.

Это позволяет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности вывозить за рубеж товары, законность происхождения которых фактически не может быть проверена таможенными органами. Эта проблема является наиболее острой при вывозе из страны леса и лесоматериалов, а также сырьевых товаров.

При наличии обоснованных сомнений в добросовестности экспортёра, для проверки заявленных при таможенном оформлении сведений о вывезенном товаре, действительности счетов-фактур на покупку товаров на внутреннем рынке, необходимо проводить проверки по всей цепочке перепродаж товара, вплоть до этапа производства или заготовки.

В случаях, когда экспортер не является одновременно производителем, заготовителем или переработчиком товаров, таможенные органы не обладают правомочиями на проведение комплексной проверки.