Письмо ФТС РФ № 01-11/63536 от 2011-12-23 00:00:00

Об усилении контроля за соблюдением законодательства при направлении запросов в кредитные организации в целях валютного контроля

В связи с повторным обращением Банка России о нарушении таможенными органами Федерального "закона" от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) в части порядка оформления и направления запросов в кредитные организации, разъясненного "письмом" ФТС России от 19.04.2011 N 01-11/18036 "О соблюдении законности при запросе документов и информации от уполномоченных банков, Внешэкономбанка, территориальных управлений Банка России и Банка России для целей валютного контроля", при подписании запросов в уполномоченные банки, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и их филиалы (далее - кредитные организации) прошу усилить контроль за соблюдением "Закона".
Среди основных нарушений, допускаемых таможенными органами при оформлении и направлении запросов в кредитные организации, можно выделить следующие.
1. В качестве основания направления запросов одновременно указываются "пункт 13 статьи 23" Закона, "пункт 3 статьи 98" Таможенного кодекса Таможенного союза, "статьи 167" Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и принятого в соответствии с ним "приказа" ФТС России от 30.12.2010 N 2721 "Об утверждении порядка направления таможенным органом в банки и иные кредитные организации запроса о представлении документов и сведений", а также "статья 6" Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Указанное действие неправомерно, поскольку объем, порядок и сроки подлежащих представлению уполномоченными банками таможенным органам документов и информации различаются в зависимости от цели запроса и определяются соответствующим законодательным актом Российской Федерации.
2. При осуществлении валютного контроля в качестве основания направления запросов в кредитные организации указывается "пункт 4 статьи 23" Закона и запрашиваются указанные в нем документы, в то время как объем и порядок представления кредитными организациями документов установлен "пунктом 13 статьи 23" Закона.
3. Направление на основании "пункта 13 статьи 23" Закона запросов документов и информации напрямую в Банк России или его территориальные учреждения (в том числе об оказании содействия в получении от уполномоченных банков) неправомерно, поскольку возможность запроса таможенными органами документов непосредственно у Банка России и его территориальных учреждений "Законом" не предусмотрена.
4. Запрос документов в рамках "Закона" без указания информации о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных таможенному органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения) или информации, необходимой для идентификации резидента, или срока исполнения запроса, либо указания данной информации не в полном объеме, что противоречит "пункту 14 статьи 23" Закона. В случае выявления подобных фактов несоблюдения подчиненными таможенными органами указанных законодательных и нормативных актов, начальникам таможенных органов в каждом подобном случае следует рассматривать вопрос об организации и проведении соответствующих служебных проверок с последующим привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
Т.Н.Голендеева