Решение Совет ЕЭК № 159 от 2016-11-30 06:35:35

Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза

В соответствии с пунктом 19 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 59 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:

1. Утвердить прилагаемые Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза.

2. Настоящее Решение вступает в силу с 1 июля 2017 г.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения В. Габриелян
От Республики Беларусь В. Матюшевский
От Республики Казахстан А. Мамин
От Кыргызской Республики О. Панкратов
От Российской Федерации И. Шувалов

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 30 ноября 2016 г. № 159

Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза

I. Общие положения

1. Настоящий документ разработан в соответствии с пунктом 19 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

2. В настоящем документе используются понятия, которые означают следующее:

«вредный организм» – любой вид, разновидность или биотип растений, животных или патогенных агентов, вредные для растений или растительных продуктов;

«карантинное фитосанитарное обследование» – мероприятие, проводимое уполномоченным органом по карантину растений государства – члена Евразийского экономического союза в определенный ограниченный период времени для выявления карантинных объектов, присутствующих на данной территории, в данном месте производства или ином подкарантинном объекте;

«очаг карантинного объекта» – выявленная изолированная популяция карантинного объекта или резкое значительное увеличение численности популяции акклиматизировавшегося карантинного объекта в данной зоне;

«собственник (пользователь) подкарантинного объекта» – собственник подкарантинного объекта или иное лицо, уполномоченное на осуществление сделок и (или) иных действий от имени собственника подкарантинного объекта.

3. Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Таможенным кодексом Таможенного союза и Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года (далее – Конвенция).

II. Карантинные фитосанитарные обследования

4. Подкарантинные объекты подлежат карантинным фитосанитарным обследованиям.

5. Карантинные фитосанитарные обследования проводятся уполномоченным органом по карантину растений государства – члена Евразийского экономического союза (далее соответственно – уполномоченный орган, государство-член, Союз) в следующих целях:

а) раннее выявление карантинных объектов;

б) установление (уточнение) границ очага карантинных объектов;

в) актуализация единого перечня карантинных объектов Союза (далее – единый перечень) и единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – единые карантинные фитосанитарные требования).

6. Карантинные фитосанитарные обследования проводятся в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным органом.

7. Планирование мероприятий по проведению карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов определяется:

а) административно-территориальным делением государства-члена;

б) биологией карантинного объекта и (или) вредного организма;

в) распространением растений-хозяев (культивируемых и дикорастущих), поражаемых карантинными объектами;

г) возможными путями проникновения и распространения карантинного объекта;

д) местами хранения, производства, переработки, реализации и утилизации подкарантинной продукции;

е) местами концентрации собранного урожая;

ж) используемыми сортами культурных растений.

8. При планировании и организации мероприятий по проведению карантинных фитосанитарных обследований особого внимания требуют:

а) места и участки производства, предназначенные для выращивания семенного и посадочного материала;

б) посевы и посадки, выполненные импортным семенным и посадочным материалом.

9. Время проведения карантинных фитосанитарных обследований определяется:

а) циклом развития карантинных объектов;

б) фазами развития поражаемых карантинными объектами растений;

в) временем проведения программ локализации и ликвидации очагов карантинных объектов.

10. Карантинные фитосанитарные обследования проводятся в соответствии с методиками проведения карантинных фитосанитарных обследований.

11. Результаты карантинных фитосанитарных обследований оформляются в соответствии с законодательством государств-членов и являются основанием для установления карантинного фитосанитарного состояния территорий государств-членов.

12. Собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты.

13. Мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, а также по локализации и ликвидации их очагов осуществляются за счет средств, предусмотренных законодательством государств-членов.

14. Уполномоченные органы ежегодно обмениваются информацией о карантинном фитосанитарном состоянии территорий своих государств, а также представляют указанную информацию в Евразийскую экономическую комиссию для опубликования на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

III. Обеззараживание подкарантинной продукции
и подкарантинных объектов

15. Целями проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции и подкарантинных объектов (далее – обеззараживание) на территориях государств-членов являются:

а) обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности таможенной территории Союза;

б) предотвращение интродукции и распространения карантинных объектов на территориях государств-членов;

в) выполнение требований Конвенции, требований стран-импортеров при экспорте подкарантинной продукции с таможенной территории Союза и международных договоров государств-членов в области карантина растений;

г) минимизация угроз здоровью людей и сохранение окружающей среды при проведении обеззараживания.

16. Обеззараживание проводится в соответствии с требованиями законодательства государства-члена с целью уничтожения, удаления, стерилизации (лишения репродуктивной способности) карантинных объектов или лишения их жизнеспособности химическими, физическими, биологическими, механическими, термическими или другими методами.

17. Обеззараживание проводится организациями, имеющими право на проведение обеззараживания в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводится обеззараживание.

18. Уполномоченный орган осуществляет контроль за деятельностью организаций, допущенных к проведению работ по обеззараживанию.

19. В государствах-членах ведется учет организаций, допущенных к проведению работ по обеззараживанию.

20. В случае выявления карантинных объектов в подкарантинных объектах такие подкарантинные объекты подлежат обеззараживанию в соответствии с законодательством государств-членов.

IV. Фитосанитарная сертификация

21. Система фитосанитарной сертификации государства-члена формируется в соответствии с законодательством этого государства.

22. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена должен обладать исключительными полномочиями по созданию и обеспечению функционирования системы фитосанитарной сертификации, выдаче фитосанитарных сертификатов, а также иметь систему управления, обеспечивающую выполнение требований законодательства своего государства.

23. Уполномоченный орган должен обеспечивать функционирование системы фитосанитарной сертификации с целью подтверждения соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям стран-импортеров, а при перемещении подкарантинной продукции с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена – единым карантинным фитосанитарным требованиям.

24. Уполномоченный орган выдает фитосанитарные сертификаты на вывозимую или реэкспортируемую и перемещаемую с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена подкарантинную продукцию, которые служат подтверждением соответствия этой продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера или единым карантинным фитосанитарным требованиям.

25. Сотрудники уполномоченного органа должны обладать навыками и технической квалификацией для выполнения функций по оформлению и выдаче фитосанитарных сертификатов. Сотрудникам уполномоченного органа экспортирующего государства-члена должна быть доступна официальная информация о фитосанитарных требованиях страны-импортера. Сотрудники уполномоченного органа не должны иметь личной заинтересованности в результатах фитосанитарной сертификации.

26. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена несет обязательства по созданию и поддержанию системы ведения и учета документации по всем процедурам фитосанитарной сертификации. У уполномоченного органа должны быть в наличии руководства и инструкции по всем указанным процедурам, а также он должен обеспечить ведение учета всех действий, предшествовавших выдаче фитосанитарных сертификатов.

27. Уполномоченные органы информируют друг друга о случаях выявления нарушений при взаимных поставках подкарантинной продукции, а также при экспортно-импортных операциях с третьими странами.

28. Система управления уполномоченного органа должна позволять:

а) определять сотрудника или структурное подразделение, ответственные за функционирование системы фитосанитарной сертификации;

б) определять служебные обязанности сотрудников уполномоченного органа, ответственных за фитосанитарную сертификацию;

в) определять каналы получения сотрудниками, ответственными за фитосанитарную сертификацию, соответствующей информации;

г) нанимать и (или) наделять сотрудников уполномоченного органа, обладающих соответствующей квалификацией и навыками, полномочиями, необходимыми для функционирования системы фитосанитарной сертификации;

д) обеспечивать проведение на систематической основе тренингов по вопросам совершенствования функционирования системы фитосанитарной сертификации.

29. В целях обеспечения функционирования системы фитосанитарной сертификации уполномоченный орган должен осуществлять следующие функции:

а) обработка, хранение и актуализация информации о фитосанитарных требованиях стран-импортеров в целях осуществления фитосанитарной сертификации и доведение соответствующей информации до сотрудников уполномоченного органа;

б) выполнение досмотра, отбора образцов и анализа подкарантинной продукции в целях, связанных с фитосанитарной сертификацией;

в) выявление и идентификация карантинных объектов и регулируемых некарантинных вредных организмов;

г) проведение обследований и мониторинга, а также осуществление контроля в целях подтверждения соответствия подкарантинной продукции, указанной в фитосанитарных сертификатах, фитосанитарным требованиям стран-импортеров;

д) оформление и выдача фитосанитарных сертификатов;

е) проверка применения и правильности проведения процедур фитосанитарной сертификации;

ж) изучение нотификаций о несоответствии и применение корректирующих мер (при необходимости);

з) хранение копий выданных фитосанитарных сертификатов и иной документации;

и) анализ эффективности систем фитосанитарной сертификации;

к) обучение сотрудников уполномоченного органа;

л) обеспечение посредством соответствующих процедур фитосанитарной безопасности подкарантинной продукции после проведения фитосанитарной сертификации до момента ее экспорта.

30. Выполнение определенных функций в целях осуществления процедур фитосанитарной сертификации (за исключением функций по оформлению и выдаче фитосанитарных сертификатов) может возлагаться на организации, подведомственные уполномоченному органу.

31. Фитосанитарный сертификат выдается в соответствии с фитосанитарными требованиями стран-импортеров.

32. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена должен располагать официальной актуальной информацией о фитосанитарных требованиях стран-импортеров, которая предоставляется в порядке, установленном Конвенцией.

33. Уполномоченный орган должен быть обеспечен оборудованием, техническими средствами, материалами и инструментарием для проведения процедур фитосанитарной сертификации.

34. Уполномоченный орган должен иметь систему документирования проводимых процедур фитосанитарной сертификации и ведения учета данных (включая хранение и поиск документации, относящейся к процедурам фитосанитарной сертификации). Эта система должна позволять отслеживать фитосанитарные сертификаты.

35. У уполномоченного органа должны быть в наличии руководства и инструкции по всем процедурам фитосанитарной сертификации, включая:

а) совершение конкретных действий, связанных с фитосанитарной сертификацией, в соответствии с актами Евразийской экономической комиссии, входящими в право Союза, и международным правом в области карантина растений;

б) изучение нотификаций о несоответствии, полученных от национальной организации по карантину и защите растений страны-импортера, в том числе представление по запросу указанной организации отчета о результатах такого расследования;

в) расследование случаев представления недействительных или поддельных фитосанитарных сертификатов.

36. Уполномоченный орган должен обеспечивать хранение данных, касающихся всех процедур, связанных с фитосанитарной сертификацией. Копии всех фитосанитарных сертификатов должны храниться в уполномоченном органе для подтверждения их действительности и их отслеживания в течение установленного периода времени, но не менее 1 года.

37. Уполномоченные органы обеспечивают единообразие систем документирования процедур, связанных с фитосанитарной сертификацией, и используют защищенные системы обработки, хранения и поиска данных.

38. Направление официальных сообщений осуществляется в адрес контактного лица уполномоченного органа, определенного в соответствии с Конвенцией, и указанным контактным лицом в адрес других лиц. Уполномоченный орган может назначить других контактных лиц, ответственных за конкретные вопросы и (или) мероприятия, связанные с фитосанитарной сертификацией (например, по нотификациям о несоответствии).

39. Уполномоченный орган импортирующего государства-члена должен представлять в национальную организацию по карантину и защите растений страны-экспортера информацию о фитосанитарных требованиях своего государства в четкой и ясной форме (через официальный контактный адрес национальной организации по карантину и защите растений страны-экспортера). Указанная информация также может распространяться через региональные организации по карантину и защите растений или публиковаться на международном фитосанитарном портале в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на одном из официальных языков Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (предпочтительно на английском или русском языке).

40. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена должен поддерживать связь с определенным в соответствии с Конвенцией контактным лицом страны-импортера для уточнения и подтверждения фитосанитарных требований этой страны.

41. Если после завершения фитосанитарной сертификации уполномоченному органу экспортирующего государства-члена становится известно, что экспортируемый груз не соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера, уполномоченный орган должен в кратчайшие сроки уведомить об этом контактное лицо национальной организации по карантину и защите растений страны-импортера, определенное в соответствии с Конвенцией, или другое назначенное национальной организацией по карантину и защите растений страны-импортера контактное лицо, ответственное за конкретные вопросы и (или) мероприятия, связанные с применением фитосанитарных мер.

42. При выявлении несоответствия (нарушения) при импорте подкарантинной продукции уполномоченный орган импортирующего государства-члена направляет нотификации национальной организации по карантину и защите растений страны-экспортера в порядке, установленном законодательством импортирующего государства-члена и международным правом в области карантина растений.

V. Формирование единого перечня и регулирование карантинных объектов на территориях государств-членов

43. Единый перечень формируется на основании предложений уполномоченных органов.

44. Основанием для включения вредного организма в единый перечень являются результаты анализа фитосанитарного риска.

45. Вредный организм включается в единый перечень, в случае если по результатам анализа фитосанитарного риска, проведенного уполномоченным органом, он получает статус карантинного объекта для территории (или ее части) одного из государств-членов.

46. Разработка и применение комплекса мер по борьбе с карантинными объектами, включенными в единый перечень, относятся к компетенции уполномоченного органа.

47. В случае выявления карантинного объекта, включенного в единый перечень, на сопредельных территориях государств-членов уполномоченные органы этих государств-членов принимают совместные действия по организации комплекса мер по его регулированию.

48. Уполномоченный орган, который выявил на территории своего государства ранее отсутствующий карантинный объект, включенный в единый перечень, информирует об этом и о принимаемых мерах уполномоченные органы других государств-членов.

49. Информация о карантинном фитосанитарном состоянии территорий государств-членов размещается на официальных сайтах
уполномоченных органов, а также на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».