Приказ ФТС РФ № 1908 от 2010-10-15 00:00:00

Об утверждении Инструкции о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности и технических требований к ним

В целях повышения эффективности таможенного контроля, на основании статьи 109 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796) приказываю:
1. Утвердить: Инструкцию о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности (приложение № 1); технические требования к запорно-пломбировочным устройствам повышенной надежности (приложение № 2).
2. Применять свинцовые пломбы, используемые в таможенных органах Российской Федерации, при наложении средств идентификации на мешки, коробки, упаковки, ящики.
3. Признать утратившим силу приказ ГТК России от 18 августа 2000 г. № 739 «О применении пломбировочных устройств повышенной надежности».
4. Управлению по связям с общественностью (А.В.Смеляков) обеспечить опубликование настоящего приказа в официальных изданиях ФТС России.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возл/жиугь на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.

Руководитель
действительный Государственный советник таможенной службы Российской Федераци:
А.Ю.Бельянинов

Приложение № 1
к приказу ФТС России
от 15 октября 2010 г. №1908

Инструкция о применении в таможенных органах Российской Федерации запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, а также определяет порядок получения, уничтожения, применения запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности, применяемых в таможенных органах Российской Федерации.
Запорно-пломбировочное устройство повышенной надежности - средство таможенной идентификации, накладываемое на грузовые помещения транспортного средства международной перевозки, которые допущены к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов» и нормативными правовыми актами ФТС России (далее - грузовые помещения).
2. Запорно-пломбировочные устройства повышенной надежности (далее - ЗПУ) являются универсальными устройствами однократного использования для блокирования запирающих узлов грузовых помещений.
3. ЗПУ накладываются должностными лицами таможенных органов Российской Федерации (далее - должностные лица) на запирающие узлы грузовых помещений транспортного средства международной перевозки при перемещении товаров, находящихся под таможенным контролем. Контроль грузовых помещений транспортного средства международной перевозки, которые опломбированы пломбировочными устройствами, а также удаление этих устройств осуществляют должностные лица таможенных органов назначения либо других таможенных органов Российской Федерации (в случаях, определенных нормативными правовыми актами ФТС России).

II. Порядок получения и уничтожения ЗПУ

4. Получение ЗПУ осуществляют начальники таможенных постов, отделов таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) либо уполномоченные должностные лица, назначенные приказом, в соответствии с порядком, предусмотренным для получения, выдачи, учета документов строгой отчетности.
5. ЗПУ, пришедшие в негодность, а также использованные уничтожаются комиссией таможни в составе трех человек с составлением акта, который подписывается членами комиссии и утверждается начальником таможни либо лицом, его замещающим.

III. Порядок применения ЗПУ

6. При перевозке товаров автомобильным транспортом ЗПУ применяются в следующих случаях:
- при перемещении товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не
являющегося членом Таможенного союза;
- после проведения таможенного досмотра товаров и грузового помещения транспортного средства международной перевозки;
- в качестве дополнительного средства идентификации к пломбировочным устройствам, наложенным отправителем, в случае, если таможенный контроль осуществлялся
без вскрытия грузового помещения транспортного средства международной перевозки.
7. При перевозке товаров железнодорожным транспортом ЗПУ применяются в следующих случаях:
- при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, если в отношении вывозимых товаров применяются вывозные пошлины;
- в случаях проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств международной перевозки в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В случаях, если конструкция вагонов не позволяет применять средства таможенной идентификации, ЗПУ не применяются.
В остальных случаях при перевозке товаров под таможенным контролем железнодорожным транспортом в целях идентификации применяются свинцовые пломбы.
8. ЗПУ не применяются при перевозке под таможенным контролем следующих видов товаров:
- живые животные;
- валюта и валютные ценности;
- транспортные средства, за исключением случаев, когда такие транспортные средства перемещают товары;
- товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- экспресс-грузы.

IV. Порядок применения ЗПУ после проведения таможенного досмотра в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

9. После завершения операций по таможенному досмотру товаров и транспортных средств международной перевозки должностное лицо таможенного органа накладывает ЗПУ.
10. Наложение ЗПУ производится в присутствии перевозчика или собственника товаров. Сведения (номер, год выпуска, наименование) о вновь наложенных ЗПУ указывают в акте таможенного досмотра и иных документах согласно пункту 12 Инструкции.

V. Порядок наложения ЗПУ

11. Должностное лицо таможенного органа отправления после завершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, накладывает ЗПУ на запирающие узлы грузовых помещений транспортного средства международной перевозки.
При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается международная перевозка, накладывает ЗПУ на запирающие узлы грузовых помещений транспортного средства международной перевозки.
12. Дату наложения и сведения о ЗПУ (номер, год выпуска, наименование) указывают в следующих документах:
а) в накладной или в товаротранспортной накладной ниже «направляющего штампа» либо штампа «Выпуск разрешен»;
б) в графе «Наложены средства идентификации» акта таможенного досмотра -в случаях проведения досмотра;
в) в графе «D» транзитной декларации;
г) в графе 16 книжки МДП.
При этом в документах, указанных в подпунктах «а», «б», «в», «г», делают запись по следующей схеме: «Х/А, Б,..», где X - общее число ЗПУ, наложенных на грузовые помещения транспортных средств международной перевозки; А, Б,.. -сведения о ЗПУ.

VI. Порядок удаления ЗПУ

в таможенных органах назначения
13. Должностное лицо таможенного органа назначения в ходе проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств международной перевозки проверяет наличие, целостность и подлинность ЗПУ. Сведения о ЗПУ (номер, год выпуска, наименование) отражаются в акте таможенного досмотра (осмотра).
14. Удаление ЗПУ производится путем перекусывания гибкого троса с помощью клещей-кусачек или тросореза.

15. Должностное лицо таможенного органа назначения, проводящее таможенный досмотр, в случае уничтожения, удаления, изменения, повреждения, утраты либо замены ЗПУ или сомнения в его подлинности обязано:
- незамедлительно доложить об этом начальнику таможенного поста (ОТОиТК);
- обеспечить сохранность ЗПУ.
Начальник таможенного поста (ОТОиТК) обязан:
- поместить товары и транспортные средства международной перевозки на склад временного хранения или разместить их в зоне таможенного контроля;
- провести полный таможенный досмотр доставленных товаров и транспортных средств международной перевозки;
- предпринять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации по фактам, связанным с уничтожением, удалением, изменением, повреждением, утратой либо заменой ЗПУ;
- направить ЗПУ на экспертизу.

Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля
Д.Ю.Некрасов

Приложение № 2
к приказу ФТС России
от 15 октября 2010 г. № 1908

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫМ УСТРОЙСТВАМ ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ

I. Конструктивные требования

1.1. Конструкция запорно-пломбировочного устройства повышенной надежности (далее - ЗПУ) должна:
1.1.1. Обеспечивать выполнение следующих функций:
- запирание грузовых помещений транспортных средств международной перевозки за счет образования неразъемной, замкнутой и имеющей возможность затягивания петли стального каната, блокирующей их запорные узлы и устройства; пломбирование грузовых помещений транспортных средств международной перевозки за счет наличия на его корпусе индивидуальных контрольных знаков и маркировки, нанесенных при изготовлении;
- защиту от несанкционированного вскрытия, в том числе за счет установки дополнительных механических элементов, блокирующих механизм запирания ЗПУ.
1.1.2. Обеспечивать одноразовое применение по назначению и исключать возможность повторного использования ЗПУ после его снятия с запорного узла транспортного средства международной перевозки.
1.1.3. Иметь массу не более 30 граммов и минимальные габариты для данного типа изделий. В конструкции должен быть применен стальной трос, номинальный диаметр которого доллсен быть в пределах 2 - 2,5 мм. Длина троса должна быть не менее 50 см. Корпус ЗПУ должен быть армирован металлом, покрыт пластиком и иметь двойной запирающий механизм, исключающий возможность обратного движения троса после запирания.
1.1.4. Обеспечивать возможность проверки замкнутого состояния ЗПУ за счет контрольной попытки размыкания ЗПУ вручную без вспомогательных инструментов.
1.1.5. Предусматривать возможность снятия с помощью клещей-кусачек или тросорезов, предназначенных для выполнения данной операции, в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

II. Требования по устойчивости к неразрушающему размыканию

2.1. ЗПУ должны оставаться в замкнутом состоянии при воздействии растягивающих усилий, приложенных к замкнутой петле троса, 350 кгс. При этом увеличение длины замыкающей петли не должно превышать 15 мм.
2.2. ЗПУ должны обеспечивать устойчивость к следующим несанкционированным неразрушающим воздействиям:
- неразрушающему размыканию (вскрытию) ЗПУ с повторной установкой без оставления следов вскрытия, обнаруживаемых визуально;
- умышленному внесению изменений в конструкцию и заводскую маркировку ЗПУ и физико-химическому воздействию на ЗПУ с целью изменения конструкционных особенностей.
2.3. ЗПУ должно обеспечивать устойчивость (в рамках выполнения п. 3.1. настоящих требований) к неразрушающему вскрытию при следующих условиях:
- применения как общедоступных, так и специально изготовленных инструментов;
-дополнения к инструментальному воздействию температурных (в том числе криогенных) и реагентных (смазки, кислоты и т.д.) воздействий;
- маскирования инструментального воздействия с помощью замазок, клеев, красок и объемных заполнителей;
- применения внешних воздействий, таких как: выкручивание троса и сбивание запирающего механизма ЗПУ с троса (по отдельности и в сочетании), срезание троса и замена его на дубликат, демонтирование с повторной установкой сборных элементов конструкции, образование малоразмерных отверстий и щелей;
- воздействие на внутренний механизм ЗПУ через естественные или искусственно образованные отверстия и зазоры между деталями;
2.4. Технология изготовления и маркировки ЗПУ должна обеспечивать обнаружение следов несанкционированного воздействия и подделки, а также возможность идентификации уничтоженного (подделанного) индивидуального контрольного знака современными криминалистическими методами.

III. Требования к условиям эксплуатации, транспортировки и хранения

3.1. По условиям эксплуатации в части воздействия климатических факторов ЗПУ должны быть работоспособны (соответствовать требованиям разделов II, III данных технических требований) и изготавливаться в исполнении УХЛ 1 ГОСТ 15150-69 (температура окружающего воздуха от минус 60°С до плюс 55° С, относительная влажность 100% при температуре плюс 25°С и атмосферном давлении 84... 106 кПа).
3.2. Характеристики покрытия ЗПУ должны обеспечивать защиту от климатических факторов внешней среды для исполнения УХЛ 1 ГОСТ 15150-69 или ОМ 1 для промышленной морской зоны. Покрытие должно быть стойким к абразивному воздействию пыли, снега и осадков.
3.3. Упаковка ЗПУ должна производиться согласно ГОСТ 23170 и обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделий при транспортировании и хранении в течение всего срока службы.
3.4. Транспортировочная тара должна обеспечивать сохранность свойств и характеристик ЗПУ при транспортировке любым видом транспорта. Транспортная маркировка тары должна выполняться в соответствии с нормативными актами на продукцию с учетом требований действующего ГОСТа.

IV. Эргономические требования

4.1. Установка ЗПУ должна проводиться вручную без вспомогательных инструментов.
4.2. Замыкание ЗПУ должно быть плавным без заеданий. Усилие замыкания не должно превышать 6 кгс.

V. Требования безопасности

5.1. ЗПУ должны обеспечивать безопасную, без физической травмы или иного ущерба для здоровья, работу должностных лиц таможенных органов при их установке и снятии (ГОСТ 12.2.003-91).

VI. Требования к маркировке и покрытию

6.1. Маркировка ЗПУ должна:
- выполняться с использованием нестандартной гарнитуры шрифта, исключающей подделку (исправление) знаков;
- выполняться способом, обеспечивающим рельефное изображение индивидуального контрольного знака, с высотой (глубиной) рельефа не менее 0,20мм. Параметры шрифта контрольной и иной информации, наносимой на ЗПУ, указываются в технических условиях и конструкторской документации;
- однозначно считываться в условиях естественной или искусственной освещенности не менее 50 лк.
6.2. ЗПУ должны иметь следующую маркировку:
- индивидуальный контрольный 7-разрядный порядковый номер изделия (нумерация уточняется при заключении контракта);
- сокращенное наименование Федеральной таможенной службы: «ФТС России»;
- условное наименование ЗПУ;
- товарный знак (логотип) изготовителя;
- две последние цифры года выпуска изделия.
6.3. Маркировка индивидуального контрольного знака должна наноситься на корпусе ЗПУ. Нанесение индивидуального контрольного знака на других (второстепенных) элементах конструкции ЗПУ недопустимо.
6.4. Сохранность нанесенной на ЗПУ маркировки должна обеспечиваться в течение всего периода их эксплуатации, хранения, а таюке при частичном нарушении защитного покрытия.
6.5. Изготовление ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками не допускается.

Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля
Д.В.Некрасов