Приказ СЗТУ № 330 от 2005-08-05 00:00:00

Об утверждении Инструкции по организации защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и по организации судебной работы в таможенном органе

В целях упорядочения правовой базы по вопросам организации работы по защите законных интересов таможенных органов, организации взаимодействия правовых подразделений таможен региона и Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ), для оптимизации объема предоставляемой аналитической информации и материалов судебной практики по делам с участием таможенных органов ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и по организации судебной работы в таможенном органе (далее - Инструкция).

2. Начальникам таможен региона обеспечить:

2.1. Выполнение требований утвержденной Инструкции и представление установленной ею информации в правовую службу СЗТУ и Правовое управление ФТС РФ в соответствующем объеме и в соответствующие сроки;

2.2. Участие в судебных заседаниях должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие) послужили причиной обращения лица в судебный орган;

2.3. Личный контроль за представлением интересов наиболее высокопрофессиональными должностными лицами таможни по делам, связанным с возмещением вреда (убытков).

2.4. Поощрение в пределах своей компетенции должностных лиц таможни за успешную и квалифицированную защиту интересов таможни и/или казны Российской Федерации.

3. Начальнику правовой службы организовать ежеквартальное проведение мониторинга судебной практики, складывающейся в регионе деятельности СЗТУ с участием таможенных органов, а также анализа эффективности мер реагирования, принимаемых таможнями региона, на вынесенные не в пользу таможенных органов решения (постановления, определения) судебных органов.

4. Отменить приказы СЗТУ от 04.01.2003 N 2, от 12.06.2003 N 325, т 01.07.2004 N 268, пункты 1-4 приказа СЗТУ от 27.08.2003 N 490.

5. Контроль за исполнением приказа осуществлять заместителю начальника управления - начальнику правовой службы полковнику таможенной службы И.В.Петрову.



Врио начальника Северо-Западного

Таможенного управления,

Полковник таможенной службы



В.В.Кулешов







Приложение
Утверждена приказом
Северо-Западного
таможенного управления
от 05.08.2005 N 330



ИНСТРУКЦИЯ по организации защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и по организации судебной работы в таможенном органе

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и осуществления судебной защиты законных интересов таможенных органов, расположенных в Северо-Западном регионе (далее - таможенных органов), соответствии с требованиями гражданского процессуального, административного и арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об обжаловании в уд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", таможенного кодекса Российской Федерации, правовых актов Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Северо-Западного таможенного правления, положений о правовых подразделениях РТУ и таможни.

2. За организацию защиты законных интересов таможенных органов региона в судах и ведение судебной работы в таможенном органе в установленном правовыми актами ФТС РФ и СЗТУ порядке отвечает начальник правового подразделения таможенного органа или уполномоченное должностное лицо правового отдела, в чьи обязанности входит организация данного направления работы (далее уполномоченное должностное лицо правового отдела).

3. Защита в судах законных интересов таможенных органов осуществляется должностными лицами правовых и иных подразделений таможенных органов (далее - Представителями таможенных органов), действующими в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с доверенностью.

4. В правовом подразделении таможни хранятся копии доверенностей, выданных должностным лицам - Представителям таможенного органа для представления интересов таможни в судах до истечения срока их действия.

5. При назначении Представителя таможенного органа должно учитываться, знание требований действующего законодательства, нормативных и иных правовых актов ФТС РФ, иных руководящих документов по вопросам, которые подлежат исследованию в суде при рассмотрении конкретного дела, опыт его работы по соответствующему функциональному направлению, а для Представителя таможенного органа из числа должностных лиц правовых подразделений таможни - знание основ судопроизводства.

В исключительных случаях по решению руководства таможенного органа в нем может создаваться группа представителей таможенного органа, должностные лица которой должны отвечать вышеназванным требованиям, при этом со стороны правового подразделения должно осуществляться методическое руководство подготовкой этой группы к участию в судебном заседании.

6. Ежегодно к 15 декабря календарного года издается приказ по таможенному органу, определяющий должностных лиц правового подразделения таможни, уполномоченных на представление интересов ФТС РФ в судах по делам, связанным с возмещением вреда (убытков). Копия данного приказа направляется в правовую службу СЗТУ к 20 декабря календарного года для оформления в установленном порядке доверенностей на представителей интересов ФТС РФ по названной категории дел.

7. При необходимости увеличения или изменения состава представителей ФТС РФ в судах по делам данной категории соответствующая информация и сведения своевременно направляются в правовую службу СЗТУ для оформления доверенности на представителя ФТС РФ.

8. Представители ФТС РФ в таможенных органах, действующие по доверенности от ФТС РФ, обязаны официально согласовывать правовую позицию по соответствующему судебному делу с правовым отделом СЗТУ, а каждое свое процессуальное решение или действие оформить в письменном виде и довести до сведения правового отдела СЗТУ не позднее чем в трехдневный срок с даты его совершения или оформления, в случае, когда представление интересов ФТС России по этому делу поручено СЗТУ.

9. В случае невозможности организации фактического представления интересов таможенного органа в суде (включая СЗТУ) по уважительным причинам в различных инстанциях возможно поручить по согласованию с руководителем правового подразделения таможенного органа и уведомлением правовой службы СЗТУ представление интересов по конкретному делу должностному лицу правового подразделения другого таможенного органа с оформлением на него в установленном порядке доверенности.

Доверенность с приложением копий материалов судебного дела, надлежащим образом оформленных и заверенных, и всех подготовленных процессуальных документов по делу для представления в суд направляется сопроводительным письмом на имя начальника правового отдела таможни.

10. Правовая служба СЗТУ при необходимости поручает должностным лицам подчиненных таможенных органов по согласованию с Правовым управлением ФТС РФ представлять интересы ФТС РФ по делам, связанным с возмещением вреда (убытков), в судебных органах по выданным в установленном порядке доверенностям. При этом правовая служба СЗТУ обеспечивает оказание подчиненным таможенным органам методической и практической помощи при подготовке к судебным заседаниям по делам указанной категории.

11. Полномочия Представителя таможенного органа на ведение дел в судах определяются выданной ему доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства на представление интересов по определенному делу, нескольким делам или всех дел с участием конкретного таможенного органа.

12. Все поступившие в таможенный орган материалы по искам (жалобам, заявлениям), в которых ответчиком либо третьим лицом привлечен таможенный орган, регистрируются и ставятся на учет в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС РФ.

13. Начальник правового подразделения таможенного органа направляет факсимильной связью с последующим досылом почтой в правовую службу СЗТУ и Правовое управление ФТС РФ:

- в пятидневный срок с момента поступления в таможенный орган копии предъявленных в судебные органы исков к таможенному органу и к ФТС РФ о возмещении вреда (убытков), причиненного решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц;

- в трехдневный срок с даты поступления в таможенный орган копии вынесенных решений (постановлений, определений) судебных органов по спорам данной категории.

Самовольное вступление в процесс для представления интересов ФТС РФ представителей таможенных органов, как и заявление в процессе судебного разбирательства по делам, связанным с возмещением вреда, ходатайств о привлечении ФТС РФ в качестве стороны по делу, третьего лица не допускается.

14. Все материалы и документы по искам (жалобам, заявлениям), в которых истцом, ответчиком или третьим лицом выступает таможенный орган, формируются в судебные дела, которые ведутся в порядке, установленном ФТС РФ.

15. Категория судебного дела определяется представителем таможенного органа из числа должностных лиц правового подразделения таможни согласно положениям приказа ФТС РФ.

16. Представитель таможенного органа совместно с начальником правового подразделения таможенного органа или уполномоченным должностным лицом правового подразделения таможенного органа в ходе подготовки к судебному заседанию по поступлении искового заявления (жалобы, заявления) предпринимают меры для досудебного урегулирования спора. В ходе данной работы проводится анализ имеющейся в правовом подразделении информации по данному и аналогичным с ним спорам, качества имеющихся доказательств, результаты судебных разбирательств с тем же лицом.

17. В случае, если имеется негативная перспектива рассмотрения дела в суде, соответствующее заключение правового подразделения таможни по поступившему иску (жалобе, заявлению) направляется в адрес начальника соответствующего подразделения таможни, чьи действия (решения, бездействие) обжалуются или явились основанием для обращения лица в суд, а также начальнику таможенного органа.

Заключение правового подразделения таможенного органа о наличии отрицательных судебных перспектив по поступившему иску (жалобе, заявлению) должен содержать ссылки на действующее законодательства (положения нормативно-правовых актов, нормы АПК РФ, ГПК РФ, Трудового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ и т.д.), а также конкретные установленные законодательством предложения по урегулированию данного спора в досудебном порядке.

Данное заключение с резолюцией начальника таможенного органа о согласии или несогласии с предложениями правового подразделения по урегулированию спора в досудебном порядке подшивается в материалы судебного дела.

18. Начальник правового подразделения таможенного органа либо уполномоченное должностное лицо правового подразделения:

- организует направление Представителя (или представителей - с учетом необходимости привлечения иных подразделений) таможенного

органа для представления интересов таможенного органа в суде, оформление ему доверенности, а также в случае необходимости его подготовку к судебному заседанию;

- обеспечивает контроль за участием во всех судебных заседаниях Представителей таможенного органа.

19. Назначенный Представитель таможенного органа при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суде, изучает положения законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, изучает судебную практику по аналогичным судебным спорам, собирает надлежащим образом оформленные доказательства для защиты законных интересов таможенных органов.

20. Должностные лица таможенных органов обязаны оказывать содействие Представителям таможенных органов в собирании необходимых доказательств по делу, в том числе представлять необходимые заключения и документы в установленный в запросе срок.

Участие должностного лица профильного подразделения в качестве представителя таможенного органа в судебном разбирательстве не освобождает данное лицо от обязанности представлять запрашиваемые правовым подразделением таможни заключения и копии документов.

21. По перечисленным ниже категориям споров (предметам исков, заявлений, жалоб) копии судебных актов направляются в правовую службу СЗТУ с сопроводительным письмом или по факсу с последующим подтверждением их получения:

- по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости или возвратом излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на сумму более 500 000 рублей;

- по делам, связанным с привлечением к административной ответственности по статье 16.1, 16.2 КоАП;

- по делам, связанным с обжалованием актов таможенных ревизий;

- по делам, связанным с обжалованием нетарифных мер регулирования;

- по делам, по которым судебные акты содержат интересные процессуальные решения, заполняют пробелы в нормативном регулировании, устраняют коллизии.

Данный перечень категорий споров может быть изменен приказом СЗТУ в зависимости от складывающейся судебной практики.

Данный пункт должен выполняться таможенными органами региона до того момента, когда копии всех судебных актов и иных процессуальных документов будут размещены в доступном для СЗТУ виде в КПС "Судебная практика".

22. Копии судебных актов подлежат направлению в правовую службу СЗТУ в трехдневный срок с даты их официального получения таможенным органом.

23. Начальник правового подразделения либо уполномоченное должностное лицо правового подразделения таможенного органа принимает меры к обжалованию в установленные сроки судебного акта, вынесенного не в пользу таможенного органа.

24. При вынесении судебного акта не в пользу таможенного органа решение о необходимости (или нецелесообразности) обжалования его в следующей инстанции принимает начальник правового отдела на основании мотивированного заключения (справки) представителя таможенного органа по данному делу.

При этом мотивированное заключение (справка) представителя таможенного органа должно быть составлено в письменной форме, иметь правовое и нормативное обоснование и с резолюцией начальника правового отдела таможенного органа подшиваться в судебное дело.

Ссылка на негативно сложившуюся судебную практику по данной категории спора недопустима.

25. До принятия правовым подразделением таможенного органа решения о нецелесообразности дальнейшего обжалования судебных актов по конкретному делу вышеуказанное мотивированное заключение с мнением начальника правового отдела таможни направляется в подразделение таможенного органа, чьи решения, действия (бездействие) послужили причиной обращения лица в судебный орган.

Мотивированное заключение о нецелесообразности дальнейшего обжалования судебных актов с мнением начальника правового отдела таможни должно быть направлено в соответствующее подразделение таможни в сроки, достаточные для подготовки этим функциональным подразделением мнения о необходимости (нецелесообразности) обжалования судебных актов, вынесенных не в пользу таможенного органа.

26. Мнение функционального подразделения таможенного органа о необходимости обжалования должно поступить в правовое подразделение таможенного органа не позднее 3 дней со дня получения мотивированного заключения правового подразделения таможенного органа о нецелесообразности дальнейшего обжалования судебного акта.

Мнение функционального подразделения таможенного органа о необходимости обжалования должно быть обосновано с учетом положений соответствующих статей АПК РФ и ГПК РФ, должно раскрывать, в чем именно состоит значимость рассмотрения данного спора для деятельности таможенного органа и формирования правоприменительной практики.

27. В установленных законом случаях и при наличии правовых оснований необходимо инициировать принесение соответствующими должностными лицами протестов для пересмотра вступивших в законную силу решений судебных органов.

28. Если со стороны таможенного органа принято решение об обжаловании судебных актов в надзорном порядке, соответствующие материалы направляются в правовую службу СЗТУ для принятия решения о целесообразности направления надзорной жалобы в вышестоящие судебные органы.

29. Обращение таможенного органа с соответствующими материалами судебного дела (как минимум копии судебных решений, иска, отзывов и проект надзорной жалобы) должны поступить в правовую службу СЗТУ не позднее 14 дней до истечения установленного срока на подачу надзорной жалобы.

30. Решение о целесообразности (нецелесообразности) обжалования в надзорном порядке принимается правовой службой СЗТУ в течение 7 дней со дня поступления материалов в правовую службу с учетом мнения профильной службы управления, которая курирует деятельность тех подразделений таможни, действия, решения, (бездействие) должностных лиц которого являются причиной для обращения лица в суд, или службы управления, чьи интересы (функции, задачи) затрагивает содержание надзорной жалобы или может затронуть.

31. Решение правовой службы СЗТУ о целесообразности (нецелесообразности) подачи надзорной жалобы сообщается письмом в адрес таможенного органа или по оперативных каналам связи (телефон, факс, электронная почта) по указанным в обращении таможни реквизитам Представителя таможенного органа в зависимости от истечения установленных законодательством сроков для обжалования.

32. Копии документов из высших судебных органов по делам, по которым принято решение правовой службой управления о целесообразности обжалования в надзорном порядке направляется в правовую службу в трехдневный срок по их поступлении.

33. Правовая служба СЗТУ информирует Правовое управление ФТС РФ о надзорных жалобах, направление которых она считает целесообразным, с приложением копий соответствующих материалов для решения вопроса о поддержке данных надзорных жалоб со стороны Правового управления ФТС РФ.

34. Если таможенный орган не согласен с решением правовой службы СЗТУ о нецелесообразности обжалования в надзорном порядке данного судебного дела, он может обратиться в Правовое управление ФТС РФ для оказания правовой поддержки в принятии и рассмотрении надзорной жалобы высшими судебными органами самостоятельно с приложением мнения правовой службы СЗТУ по данному делу.

35. Решение о целесообразности или нецелесообразности обжалования в любую инстанцию судебных актов, вынесенных не в пользу таможенного органа, по делам, связанным с возмещением вреда, где стороной по делу является ФТС РФ, принимает только правовая служба СЗТУ на основании представляемых таможенным органом материалов судебного дела и заключения начальника правового подразделения таможенного органа о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего обжалования по данному делу.

36. Заключение таможенного органа о целесообразности (нецелесообразности) обжалования вынесенного не в пользу таможенного органа или ФТС РФ судебного акта должно быть в письменном виде направлено в правовую службу СЗТУ и быть нормативно обоснованным. Заключение направляется в сроки, достаточные для его рассмотрения в правовой службе СЗТУ и принятия соответствующего решения о целесообразности (нецелесообразности) обжалования вынесенного не в пользу таможенного органа или ФТС РФ судебного акта.

37. В случае поручения правовому подразделению таможенного органа представлять интересы ФТС РФ по делам, связанным с возмещением вреда (убытков), проект отзыва или жалобы готовится правовым подразделением таможенного органа и направляется в правовую службу СЗТУ, на согласование. Иной порядок подготовки жалоб и отзывов возможен по согласованию с Правовым управлением ФТС РФ.

38. Копии подготовленных и направленных таможенным органом жалоб (включая надзорные жалобы) по делам, связанным с возмещением вреда, после их регистрации в ОДО таможенного органа направляются в правовую службу СЗТУ.

39. Если ответчиком по делам, связанным с возмещением вреда, является не ФТС, а иной государственный орган, копии исковых заявлений (жалоб, заявлений) иных процессуальных документов, судебных актов, принимаемых по данному делу, также направляется в правовую службу СЗТУ в порядке и в сроки, установленные настоящей Инструкцией для дел, связанных с возмещением вреда.

40. Организация работы в таможенном органе по исполнению требований приказа ФТС РФ от 28.12.2004 N 448 должна быть регламентирована приказом таможенного органа, копия которого направляется в правовую службу СЗТУ.

Копия отчета по установленным вышеназванным приказом ФТС РФ N 448 формам направляется в правовую службу СЗТУ в те же сроки и в том же объеме, что и в Правовое управление ФТС РФ.

41. В правовую службу СЗТУ направляются копии материалов по проведенному в таможенном органе анализу решений, действий (бездействия, таможенного органа и/или его должностных лиц, послуживших причиной (основанием) для обращения лиц в судебный орган и принятия судом судебных актов об удовлетворении заявленных требований, а также по анализу причин принятия судами судебных актов об удовлетворении требований о взыскании убытков за счет денежных средств соответствующего таможенного органа, казны РФ в лице ФТС РФ, Минфина по судебным делам о возмещении вреда.

42. Копии материалов, направляемых в правовую службу СЗТУ в соответствии с предыдущим пунктом Инструкции, должны направляться не реже одного раза в месяц согласно срокам, установленным в приказе по таможенному органу, и содержать в себе аналитическую информацию, решения руководства таможенного органа, протоколы совещаний, собраний, информацию о совместных занятиях в подразделениях r`lnfemmncn органа, заключения по результатам служебных проверок и других мерах.

43. При изложении причин удовлетворения заявленных требований к таможенным органам или ошибок, допущенных при принятии решений, совершении действий (бездействия) со стороны таможенного органа или его должностных лиц, послуживших основанием для обращения лиц в суд, правовое подразделение таможенного органа должно указывать конкретные нормы, положения, статьи, пункты нормативно-правовых актов, Таможенного кодекса РФ, иных актов федерального законодательства, которые были нарушены или не соблюдены.

44. Если в результате проведенного анализа судебных актов после тщательного изучения действующего таможенного законодательства и смежного с ним законодательства РФ выявляются правовые проблемы, правовые коллизии в практике деятельности таможенного органа, соответствующая информация не позднее 14 дней с ее обнаружения направляется в правовую службу СЗТУ с конкретными предложениями по урегулированию данной проблемы.

Это могут быть предложения об отмене правовых актов, внесении в них изменений, необходимости дачи разъяснений о порядке применения правовой нормы и т. д.

45. Данная информация после ее правовой обработки правовой службой СЗТУ и после согласования с профильной службой управления направляется в ФТС РФ или иной уполномоченный орган с информированием таможни о таком обращении.

46. Таможенные органы, расположенные в Калининградском регионе, направляют информацию, документы и сведения, установленные настоящей Инструкцией для направления в правовую службу СЗТУ в подразделения правовой службы Калининградского региона СЗТУ соответственно.



Начальник правового отдела

Правовой службы СЗТУ

Е.А.Жернакова