Тройственный таможенный союз

Таможенный союз представляет собой единую таможенную территорию с единой таможенной границей и тарифами, его создание облегчит условия торговли между странами и будет способствовать развитию экономик.


Процесс создания ТС оказался непрост — он идет с середины 2000?х годов. 27 ноября 2009 года в Минске было подписано Соглашение о создании тройственного Таможенного союза, участниками которого являются Беларусь, Казахстан, Россия, и который начинает функционировать с 1-го января 2010 года. Тогда же вступает в силу единый таможенный тариф . Однако в течение переходного периода для каждой из стран останутся т.н. «чувствительные позиции», по которым она сохранит свой особый порядок ввоза до момента окончания переходного периода.

С 1 июля 2010 года в силу должен вступить Таможенный кодекс. Одновременно с этим должны будут исчезнуть таможни между Россией и Беларусью. К 1 июля 2011 года таможни должны исчезнуть между Россией и Казахстаном. На союзном уровне создана комиссия (комиссия Таможенного союза), в которой 57% принадлежит российской стороне и по 21,5% - Беларуси и Казахстану. Можно предположить, что у Минска, равно как и у Астаны, будет немного возможностей влиять на таможенную политику, поскольку центр принятия решений будет находиться в Москве.

К моменту подписания Соглашения о создании Таможенного союза Казахстан, Беларусь и Россия согласовали тарифы по более чем 11 тысячам товаров. В 90% случаев за основу взяли пошлины, действующие в России. Однако на декабрь 2009 года существовало около 400 проблемных позиций, по которым стороны не могут договориться.

По оценке Министерства экономического развития России, введение с 2010 г. единого таможенного тарифа приведет к снижению средневзвешенной пошлины на импорт в Россию примерно на 1%, но по ключевым позициям товаров изменений в российских пошлинах не будет.

Создание Таможенного союза в целом для экономик трех стран — это выгодное решение, и оно будет способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также с внешним миром значительно будет увеличен в ближайшие годы.

По расчетам Российского института народнохозяйственного прогнозирования, в денежном выражении к 2015 году прибыль России от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долларов, а Беларуси и Казахстана - по 16 млрд. долларов.

Положительным для субъектов хозяйствования, по оценке чиновников, является то, что производителям не придется получать сертификат происхождения. Следует напомнить, что сегодня в Россию можно свободно поставлять только те товары, доля местных комплектующих в которых превышает 50%. После 1 июля 2010 года любой товар, произведенный на территории Беларуси и Казахстана, сможет беспрепятственно, без всяких сертификатов получить доступ на рынок России.

Официальными лицами озвучиваются различные причины создания таможенного союза. Чаще всего звучат:
-подготовка для создания единого экономического пространства;
-упрощение вступление в ВТО стран – участниц.
Но среди специалистов преобладают другие мнения. «Эксперт Казахстан» озвучивает точку зрения, что создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии выгодно, прежде всего, монополистам, действующим на национальных рынках: теперь вступление в ВТО и связанное с этим усиление конкуренции с импортом из дальнего зарубежья откладывается надолго.

Хочется отметить, что заявления об исключительно экономическом характере союзов – не более, чем дань политической риторике. Экономические союзы возникают лишь на базе политических блоков.

Журнал «Эксперт» неоднократно отмечал, что таможенный союз очерчивает те экономические рубежи, на которые отступает Россия в своих попытках сохранить доминирование на постсоветском пространстве. Шанхайская организация сотрудничества помогает сдерживать США и Европу на военно-политическом фронте, но она же открывает дорогу Китаю на рынки стран-членов ЕврАзЭС. Для стран Центральной Азии Китай стал не только самым важным торговым партнером, но и самым крупным инвестором, а также единственным кредитором.

«Эксперт» пишет: «В теории, таможенный союз призван оказать стимулирующее воздействие на торговлю между его участниками. Но сегодня, как показывают дискуссии о вступлении в ВТО, оборонительные возможности ТС оказались более востребованными, чем наступательные. Россия видит в нем инструмент для защиты национальных интересов в переговорах с Западом. Казахстан проявляет заинтересованность в создании этой оборонительной системы не меньшую, чем Россия, хотя и пытается строить ее с учетом своих собственных интересов, не всегда и не во всем совпадающих с российскими.

Причем для Казахстана это оборона не только от ВТО, но и от китайской экономической экспансии – как на двустороннем уровне, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Напомним, что вступление Казахстана в ВТО откроет рынок Казахстана в первую очередь для китайских товаров. И именно Китай продвигает идею создания в рамках ШОС зоны свободной торговли. И стремление Киргизии присоединиться к Таможенному союзу укладывается в рамки оборонительной миссии ТС, но вызывает серьезные сомнения в его жизнеспособности.»

Необходимо добавить, что создание Таможенного союза сделало довольно бессмысленными предыдущие переговоры о вступлении стран-участниц во Всемирную торговую организацию. Переговоры о вступлении РФ в ВТО ведутся уже более 10 лет и летом 2009 года, казалось, были как никогда близки к успешному завершению: глава Минэкономики РФ Эльвира Набиуллина сообщала, что у Москвы есть все шансы завершить переговоры по присоединению к ВТО до конца 2009 года. С июля 1995 года состоялось более 20 встреч российских переговорщиков с представителями ВТО. Двусторонние переговоры завершены с 60 странами-партнерами. Переговоры Казахстана по присоединению к ВТО начались 26 февраля 1996 года. За это время удалось договориться с 22 странами из 153. Беларусь двусторонние переговоры завершила с 10 странами. Ближе всех к вступлению в ВТО подошла Россия. Если Казахстан, по оценке главного российского переговорщика с ВТО Максима Медведкова, прошел 70% пути к ВТО, а Белоруссия — половину, то Россия завершила процесс согласований на 95%. Но планы по объединению в ТС изменили ситуацию — теперь участники союза будут вести совместные переговоры о вступлении в ВТО, а, возможно, вообще решат вступать всем союзом. Случай в истории Всемирной торговой организации беспрецедентный. Вероятнее всего, союз станет, по сути, еще одним способом затянуть присоединение стран-участниц к ВТО, невыгодное для монополистов.

По мнению вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, вступление стран Cоюза в ВТО может затянуться на 10—12 лет

Как пишет «Ванкувер сан», эксперты по международной торговле отмечают, что раньше никакая группа государств в мире не вступала в ВТО как единый таможенный союз. И, похоже, эта попытка задержит вступление этих стран в ВТО еще надолго.

«Тайвань ньюс» приводит мнения аналитиков о том, что России после подписания договора о Таможенном союзе будет теперь трудней чем прежде вступить в ВТО, а значит, и Казахстану тоже, ибо Беларусь отстает в деле реорганизации своей экономики, направленной на соответствие требованиям ВТО.

Одним из самых спорных вопросов, для участников Таможенного союза, является схема распределения таможенных платежей в национальные бюджеты, которые будут поступать за перемещенные товары на единую таможенную территорию. На переговорах обсуждаются два варианта. В первом администратором-распределителем платежей становилось Казначейство РФ. Второй план, который изложила казахстанская сторона (и его поддержали белорусы), предполагал делить в определенной пропорции между странами-участницамитаможенные платежи и другие сборы независимо от того, на территории какого государства они уплачены.

По данным журнала «РР», на декабрь 2009г. нет договоренности, как делить таможенные деньги. «Механизм распределения платежей находится в острой фазе обсуждения», — признал недавно директор департамента Минэкономразвития России Алексей Лихачев. Россия претендует более чем на 90% взимаемых пошлин и обосновывает это пропорциями потребительских рынков трех стран. Беларусь и Казахстан такому дележу предсказуемо сопротивляются.

Кроме того, 2-го января 2010 года стало известно, что переговоры Минска и Москвы об отмене российских пошлин на экспорт нефти зашли в тупик. «Interfax» пишет: «Представитель органов госуправления Белоруссии, близкий к белорусско-российским нефтяным переговорам, заявил агентству "Интерфакс-Запад", что в белорусских правительственных кругах считают бессмысленным участие Белоруссии в таможенном союзе (ТС) "тройки" (Белоруссия, Россия и Казахстан) в случае сохранения российских экспортных пошлин на нефть для республики. "Вывод торговли нефтью за пределы конфигурации таможенного союза создает опасный прецедент. За этим может последовать желание аналогичным образом поступить с газом, электроэнергией, а, возможно, и с другими, уже не сырьевыми, товарами" , - считает представитель органов госуправления.

Белорусская сторона обвинила российскую в оказании давления и нарушении принципиальных договоренностей в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, который вступил в силу с 1 января 2010 года в части единых таможенных тарифов и правил нетаможенного регулирования для трех государств.

Между тем, пресс-служба правительства России сообщила, что в связи с неудавшимися переговорами по условиям поставки нефти в Белоруссию, российская сторона будет продавать нефть Белоруссии с 1 января 2010 года, включая в цену поставок 100% стандартной экспортной пошлины на нефть. В 2009 году при поставках нефти в Белоруссию к этой пошлине применялся понижающий коэффициент 0,356. Необходимо отметить, что ситуация, которая развивается вокруг пошлин на нефть, может быть использована Минском для отказа от дальнейшего участия и выхода, в еще не заработавшем таможенном союзе.

Казахстан, так же сталкивается с проблемами в связи с вступлением в таможенный союз. Вице-министр индустрии и торговли Республики Казахстан Занар Айтжанова утверждает, что по тем товарным позициям, которые наиболее чувствительны для экономики Казахстана и зависимы от импорта, предусмотрены переходные периоды. «Прежде всего, речь идет о медицинских препаратах. На сегодняшний день отечественное производство составляет 12% от потребности нашего внутреннего рынка, поэтому мы зарезервировали пятилетний период для того, чтобы наладить собственное производство»,- говорит госпожа Айтжанова. В течение трех-пяти лет пошлина на многие импортные товары будет нулевой, в частности на лекарства, медицинское оборудование, железнодорожные вагоны и нефтехимию - всего около 400 наименований. Трехлетний переходный период будет введен по производству вагонов и четырехлетний период по производству сырья для нефтехимического производства.

Нужно отметить, что иностранные предприниматели встревожены образованием Таможенного союза. Так, к примеру, ассоциация европейских предпринимателей (BUSINESSEUROPE) обеспокоена, в частности, тем, что пошлины в рамках единого таможенного тарифа будут выше ранее применяемых. Квалифицируя единый таможенный тариф в качестве протекционистской меры, BUSINESSEUROPE предупреждает, что он нанесет урон также самому Таможенному союзу и инвестиционному климату в странах-участницах.

Украинские эксперты считают, что таможенный союз резко осложнит бизнесу Украины с участниками союза. В интервью «Росбалту» политолог Андрей Ермолаев сообщил: «Несомненно, появление единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года в ближайшее время приведет к резкому осложнению ведения бизнеса Украиной в этих странах. Таможенный союз выгоден в первую очередь России, поскольку это отвечает их планам по созданию внутренних замкнутых технологических цепочек производства. Это будет стимулировать создание новых производств по созданию конечных продуктов. А это серьезно осложнит кооперацию с украинскими предприятиями. Точно так же это отразится на эффективности расчетов между предприятиями».

Ермолаев уверен, что теперь Украине придется искать вариант либо новых двусторонних договоров с каждой из трех стран с унифицированной тарифной политикой, в том числе по ограничениям. Либо Украине надо искать формулу «три плюс один», когда заключается соглашение с Таможенным союзом, где с одной стороны действуют правила ВТО, а с другой стороны – правила участников, которые не входят в ВТО. Например, Россия. Поэтому эта проблема открыта для Украины. Пока что потери для Украины оценить сложно. И, главное, сможет ли новое украинское руководство наладить переговорный процесс и найти приемлемую формулу. А потери будут точно. И о них можно будет говорить в конце следующего года».

Опасения относительно вхождения в Таможенный союз высказывают и предприниматели из Казахстана в связи с ожидаемым ростом таможенных пошлин. Согласованные с Россией и Беларусью единые импортные пошлины в отношении третьих стран выше, чем те, которые действуют в Казахстане в настоящее время (декабрь 2009 года). Министерство экономики Казахстана прогнозирует рост потребительских цен с 1 января 2010 г.

Сразу после подписания Соглашения, заявку на присоединение к Таможенному союзу подал Кыргызстан, а также готовится это сделать Таджикистан. Необходимо отметить, что для Киргизии данный процесс будет непростым. Ведь Кыргызстан является членом ВТО с 1998 г., т.е. уже имеет международные торговые обязательства. И как будет выглядеть присоединение Кыргызской Республики к таможенному союзу – пока не ясно.

Так же, по мнению аналитиков, остается риск увеличения объема поставок наркотиков из Афганистана. Эксперты говорят о том, что создание Таможенного союза будет способствовать увеличению наркотрафика, в связи со снижением и ослаблением таможенного контроля.

Как отметил Александр Лукашенко после подписания документов о создании ТС: «Мы сделали крупный шаг!». Действительно, Таможенный союз - это серьезный шаг. Но, в какую сторону – можно будет судить спустя лишь время.