Постановление ФАС СЗО № А56-13827/2006 от 2007-02-15 00:00:00

О кассационной жалобе Выборгской таможни

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Подвального И.О. и Хохлова Д.В., при участии от ОАО "Российские железные дороги" Потуданского М.Б. (доверенность от 28.12.2006), рассмотрев 12.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2006 по делу N А56-13827/2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Протас Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 08.12.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-1045/2005, которым оно привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.07.2006 в удовлетворении заявления отказано. В обоснование решения суд указал на то, что заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, установленных таможенным законодательством, несмотря на наличие у него такой возможности.
Постановлением апелляционного суда от 30.10.2006 решение от 28.07.2006 отменено, постановление таможни от 08.12.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-1045/2005 признано незаконным. По мнению апелляционного суда, с учетом условий погрузки грузов перевозчик не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение им норм материального права. По мнению таможни, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, что подтверждается материалами административного дела.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Таможня о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 21.10.2006 на железнодорожную станцию "Светогорск" прибыл грузовой поезд N 3711, следующий из России в Финляндию. В составе поезда находились железнодорожные вагоны N 54236229, 54503727, 54229117, 54220314, 54226113 с товаром - лесоматериалами, отправитель - ФГУ "Тихвинский лесхоз".
В ходе таможенного досмотра таможня установила, что фактический вес перемещаемого товара на 50600 кг превышает вес, указанный в товаросопроводительных документах (акт таможенного досмотра от 21.10.2005 N 10206010/211005/002121; т. 1, л.д. 75).
По факту сообщения таможне недостоверных сведений о весе товара при убытии его с таможенной территории Российской Федерации путем представления недействительных документов в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование и составлен протокол.
Постановлением таможни от 08.12.2005 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 руб. (шестьсот минимальных размеров оплаты труда).
Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке.
В соответствии со статьей 76 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: наименование и адрес отправителя и получателя товара; наименование станции отправления и станции назначения товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товара; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу: железнодорожной накладной; имеющихся у него коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории товаров и (или) транспортных средств путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Кассационная коллегия считает обоснованными выводы апелляционного суда об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В силу статьи 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). Данным положением Устава перевозчик наделяется правом контролировать правильность указанных грузоотправителем сведений, но не устанавливается для него такая обязанность. Не установлена такая обязанность и нормами таможенного законодательства.
Из материалов дела следует, что груз перевозился в открытом подвижном составе, в его погрузке общество не участвовало, взвешивание лесоматериалов перевозчиком не производилось, в связи с чем у него отсутствовала реальная возможность проверить достоверность сведений, указанных грузоотправителем в товаросопроводительных документах. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, таможня не представила. Из материалов дела также следует, что сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товара явилось следствием ошибки грузоотправителя, а не перевозчика, то есть в действиях заявителя отсутствует субъективная сторона административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для изменения или отмены постановления апелляционного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2006 по делу N А56-13827/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
БУХАРЦЕВ С.Н.

Судьи
ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.
ХОХЛОВ Д.В.