Письмо ЦТУ № 25-12/19235 от 2008-09-30 00:00:00

О направлении информации

Направляю для использования в работе и исполнения в части касающейся Временного порядка действий должностных лиц Управления и приграничных таможен по отбору транспортных средств и товаров для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК (МИДК), а также при работе с информацией, полученной с использованием ИДК (МИДК).
Прошу до 31.10.2008 направить в СОТК Управления информацию о проблемах по реализации указанного Временного порядка, а также о предложениях по внесению изменений в него.
Также в соответствии с пунктом 4 приказа ФТС России от 12.08.2008 N 995 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотровых комплексов" прошу приграничные таможни начиная с октября 2008 года представлять ежемесячный отчет о результатах проводимого анализа информации в срок до 5 числа следующего за отчетным. При этом предложения по форме отчетности вместе с отчетом о результатах проведенного анализа информации за сентябрь 2008 года прошу направить в срок до 10.10.2008.
Всю требуемую информацию прошу направлять в указанные сроки на адреса электронной почты sotk-shie@mtu.customs.ru (Шилкин Иван Евгеньевич) и sotk-paa@mtu.customs.ru (Подопригора Артур Анатольевич) с последующим досылом на бумажном носителе.

Врио первого заместителя
начальника Управления по таможенному контролю
подполковник таможенной службы
В.А. Самсонов

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель
начальника Управления по таможенному контролю
полковник таможенной службы
С.В. Рыбкин

Временный порядок действий должностных лиц управления и приграничных таможен по отбору транспортных средств и товаров для проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (мобильных инспекционно-досмотровых комплексов), а также при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (мобильных инспекционно-досмотровых комплексов).

1. Общие положения

1.1. Настоящий Временный порядок действий должностных лиц Управления и приграничных таможен по отбору транспортных средств и товаров для проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (мобильных инспекционно-досмотровых комплексов), а также при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (мобильных инспекционно-досмотровых комплексов) (далее - Временный порядок), разработан в целях повышения эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК), мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (далее - МИДК) в соответствии с главой 34 Таможенного кодекса Российской Федерации, приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069 "Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации", приказом ФТС России от 12.01.2007 N 13 "Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации", приказом ФТС России от 30.10.2007 N 1332 "Об утверждении порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации", приказом ФТС России от 11.01.2008 N 11 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей риска, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене" (далее - Инструкция по работе с рисками) и приказом ФТС России от 12.08.2008 N 995 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с информацией, полученной с использованием инспекционно-досмотрового комплекса".
1.2. Настоящий Временный порядок определяет:
1.2.1. Проведение анализа товаров и транспортных средств, перемещаемых через участок государственной границы РФ, расположенный в регионе деятельности Центрального таможенного управления, и применение критериев по отбору товаров и транспортных средств для осмотра с использованием ИДК (МИДК).
1.2.2. Действия должностных лиц автомобильных пунктов пропуска (далее - АПП) и пунктов приема уведомлений (далее - ППУ) по направлению товаров и транспортных средств для проведения таможенного осмотра с использованием МИДК.
1.2.3. Сроки передачи информации, полученной с использованием ИДК (МИДК).
1.2.4. Проведение контроля информации, полученной с использованием ИДК (МИДК).

2. Действия должностных лиц Управления и приграничных таможен

2.1. Выявление товарных партий со средней и высокой степенью риска осуществляется уполномоченными должностными лицами АПП, ППУ, отделов применения системы управления рисками (далее - ОПСУР) приграничных таможен, отделом координации и применения системы управления рисками (далее - ОКиПСУР) СОТК Управления, а также иными структурными подразделениями Управления и приграничных таможен, указанными в пункте 5 Инструкции по работе с рисками, в соответствии с системой управления рисками, в том числе с критериями, приведенными в приложении к настоящему Временному порядку.
При этом в качестве источников информации используются:
- электронные уведомления о регистрации ввоза в АПП, ППУ на таможенную территорию РФ товаров и транспортных средств;
- электронные уведомления, направленные из таможенных органов Республики Беларусь;
- сведения о перевозчиках (отправителях, получателях), которые ранее привлекались к административной ответственности по статьям 16.1, 16.2 КоАП РФ;
- информационные таблицы, формируемые в соответствии с приказом Управления от 06.05.2008 N 219;
- результаты осмотров с применением ИДК (МИДК), проведенных ранее в отношении однотипных (подобных) товаров;
- собственные аналитические материалы;
- информация, направляемая правоохранительными и другими подразделениями таможни, Управления;
- другие источники информации.
2.2. Отнесение товарных партий к высокой и средней степени риска осуществляется экспертным методом. При этом высокой степенью риска следует считать товарные партии, в отношении которых выявлены три и более критерия риска либо два критерия, одним из которых является перемещение товаров организацией, ранее привлекавшейся к административной ответственности по статьям 16.1, 16.2 КоАП Российской Федерации.
2.3. Уполномоченные должностные лица АПП, ППУ осуществляют следующие действия:
2.3.1. Анализируют информацию, получаемую по результатам использования ИДК (МИДК) для наращивания базы данных справочной информации и дальнейшего применения в работе.
2.3.2. По окончании дежурной смены эксплуатирования ИДК (МИДК):
- направляют в ОПСУР таможни информацию о проведенных сканированиях с указанием критериев риска, по которым были выбраны товарные партии;
- осуществляют копирование на внешний носитель информации, полученной по результатам проведенных таможенных осмотров товаров и транспортных средств с использованием ИДК (МИДК), и передают ее на выделенный информационный ресурс таможни в соответствии с порядком, установленным начальником таможни.
2.3.3. Оперативно готовят информацию в ОПСУР таможни о товарных партиях, в отношении которых имеются обоснованные предположения о возможности нарушения таможенного законодательства РФ при их декларировании в таможне назначения и при отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности непосредственно в пункте пропуска.
2.3.4. Направляют в ОПСУР таможни предложения по актуализации перечня критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК (МИДК).
2.3.5. Таможенные осмотры товаров и транспортных средств, инициированные по информации ОПСУР приграничных таможен, ОКиПСУР СОТК Управления, проводят в соответствии с утвержденными в приграничных таможнях распорядительными документами, определяющими порядок контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК (МИДК).
2.4. Уполномоченные должностные лица ОПСУР приграничных таможен осуществляют следующие действия:
2.4.1. Анализируют информацию, получаемую по результатам использования ИДК (МИДК) для наращивания базы данных справочной информации и дальнейшего применения в работе.
2.4.2. По мере поступления из АПП, ППУ информации, указанной в пункте 2.3.2, направляют ее незамедлительно через информационно-технические подразделения таможни в Управление.
2.4.3. Ежедневно проводят анализ информации о проведенных таможенных осмотрах с применением ИДК (МИДК), а также сравнительный анализ сканированных изображений товарных партий и товаросопроводительных документов на предмет правильности и обоснованности решений, принятых по результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием МИДК. По результатам проведенного анализа в случаях выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации в письменной форме информируют первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю для решения вопроса о мерах воздействия.
2.4.4. Оперативно анализируют информацию, поступившую из АПП, ППУ в соответствии с пунктом 2.3.3. По результатам анализа готовят проекты срочных профилей риска и направляют их на рассмотрение в ОКиПСУР СОТК Управления.
2.4.5. Информируют АПП, ППУ о самостоятельно выявленных рисковых товарных партиях, в отношении которых необходимо применение таможенного осмотра с использованием ИДК (МИДК). Порядок доведения до АПП, ППУ информации о необходимости сканирования выявленных рисковых товарных партий определяется начальником таможни.
2.4.6. Актуализируют перечень критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК (МИДК), и доводят его до АПП, ППУ, функциональных отделов таможни и ОКиПСУР СОТК Управления.
2.5. Уполномоченные должностные лица ОКиПСУР СОТК Управления осуществляют следующие действия:
2.5.1. Анализируют информацию, получаемую по результатам использования ИДК (МИДК) для наращивания базы данных справочной информации и дальнейшего применения в работе.
2.5.2. Ежедневно проводят анализ информации о проведенных таможенных осмотрах с применением ИДК (МИДК), а также сравнительный анализ сканированных изображений товарных партий и товаросопроводительных документов на предмет правильности и обоснованности решений, принятых по результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК (МИДК). По результатам проведенного анализа в случаях выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации в письменной форме информируют первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю для решения вопроса о мерах воздействия.
2.5.3. Рассматривают поступившие из приграничных таможен в соответствии с пунктом 2.4.4 проекты срочных профилей риска. По результатам рассмотрения по актуальным проектам издаются срочные профили риска и направляются для применения в таможни назначения товарных партий.
2.5.4. Актуализируют перечень критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК (МИДК), и доводят его до ОПСУР приграничных таможен.

3. Заключительные положения

3.1. Еженедельно должностные лица ОПСУР приграничных таможен проводят:
- мониторинг товаропотоков;
- анализ товарных партий, включенных в списки для таможенного осмотра с использованием ИДК (МИДК);
- анализ товарных партий, прошедших таможенный осмотр, и результатов этого осмотра;
- анализ товарных партий, не прошедших осмотр, в том числе перевозок, фактически осуществленных через другие АПП, ППУ.
Результаты анализа доводятся ОПСУР таможни в письменном виде до первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю и первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю, а также используются при подготовке информации о поставках со средней и высокой степенью риска.
3.2. При вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России и (или) Управления, определяющих иной порядок осуществления таможенного контроля с использованием ИДК (МИДК), а также при работе с информацией, полученной с использованием ИДК (МИДК), положения данного Временного порядка применяются в части, им не противоречащей.

И.о. начальника службы организации
таможенного контроля Управления
подполковник таможенной службы
В.А. Самсонов

Приложение
к Временному порядку
Перечень критериев рисков отнесения товарных партий к группе риска, в отношении которых в пунктах пропуска целесообразно применять ИДК(МИДК)

---------------------------------------------------------------------------
!N        !Описание критерия риска                                        !
!критерия !                                                               !
!риска    !                                                               !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!1        !Наличие информации, поступившей из правоохранительного блока   !
!         !таможни                                                        !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!2        !Не соблюдаются условия прямой отгрузки товаров, при этом       !
!         !отправителями являются резиденты прибалтийских государств либо !
!         !поставки осуществляются через склады, расположенные            !
!         !в прибалтийских государствах                                   !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!3        !Страна, в которой зарегистрирован отправитель товара,          !
!         !располагается в оффшоре (согласно Указанию ЦБ РФ от 07.08.2003 !
!         !N 1317-У оффшорная зона)                                       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!4        !Маршрут следования товаров не соответствует наиболее           !
!         !рациональному исходя из географического расположения стран -   !
!         !получателей и отправителей товаров                             !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!5        !Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные      !
!         !ставки таможенных пошлин                                       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!6        !Товары, в отношении которых установлены ставки НДС в размере   !
!         !10%                                                            !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!7        !В одном транспортном средстве одновременно перевозятся товары  !
!         !с различными требованиями к условиям перевозки                 !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!8        !Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных      !
!         !пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных,    !
!         !установленных в отношении товаров, классифицируемых в той      !
!         !же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему  !
!         !виду относящихся к данным товарам                              !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!9        !В одном транспортном средстве и/или в одном упаковочном месте  !
!         !одновременно перевозятся товары, одни из которых относятся     !
!         !к товарам риска, а другие - к товарам прикрытия                !
!         !(при преобладании товаров прикрытия)                           !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!10       !Ввозятся товары, бывшие в употреблении                         !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!11       !Отличная от общепринятой (для конкретных товаров) разница между!
!         !весом брутто и нетто перевозимых товаров                       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!12       !Вес единицы товара не является характерным для данного товара  !
!         !или идентичных, однородных товаров, товара того же класса или  !
!         !вида                                                           !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!13       !Неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного      !
!         !средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром !
!         !(отклонение более 250 кг)                                      !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!14       !Общий фактический вес транспортного средства с товаром         !
!         !превышает сумму весовых характеристик транспортного средства   !
!         !и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный  !
!         !на основании данных из транспортных документов и технического  !
!         !паспорта                                                       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!15       !Загрузка транспортного средства выше (ниже) установленной нормы!
+---------+---------------------------------------------------------------+
!16       !Товар через таможенную границу РФ перемещается в контейнере    !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!17       !Отсутствие на грузовых отделениях пломб или их нарушение либо  !
!         !отличие маркировки пломб от маркировки, указанной              !
!         !в представленных перевозчиком (экспедитором) документах        !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!18       !Повреждение целостности грузового отделения транспортного      !
!         !средства                                                       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!19       !Наличие следов ремонта транспортного средства (грузового отсека!
!         !и кабины)                                                      !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!20       !Имеются предположения о наличии скрытых дополнительных отсеков,!
!         !не предусмотренных производителем транспортного средства       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!21       !Легковые транспортные средства, имеющие признаки перемещения   !
!         !коммерческих партий товаров                                    !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!22       !Товар, который ранее не перемещался через пункт пропуска       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!23       !Перевозчик, который ранее не осуществлял ввоз и вывоз товаров  !
!         !через пункт пропуска                                           !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!24       !Отправитель товара, который ранее не осуществлял ввоз или вывоз!
!         !товаров через пункт пропуска                                   !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!25       !Получатель товара, в адрес которого ранее не оформлялась       !
!         !процедура ВТТ/МТТ                                              !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!26       !Субъект ВЭД относится к категории лиц, перемещающих товары,    !
!         !таможенный контроль которых после выпуска невозможен или       !
!         !затруднен                                                      !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!27       !Отправителем вывозимого товара выступает ИП, ЧП или физическое !
!         !лицо                                                           !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!28       !Получателем товара выступает ИП или ЧП                         !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!29       !Получатель или перевозчик, в отношении которых ранее были      !
!         !выявлены нарушения таможенного законодательства РФ             !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!30       !Имеются признаки перетекания в адрес организации товаров,      !
!         !оформляемых ранее организациями, имеющими высокие риски        !
!         !и прекратившими свою деятельность в т.ч. в результате          !
!         !проведения проверочных мероприятий                             !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!31       !В представленных для таможенных целей документах содержатся    !
!         !неполные и (или) противоречивые сведения, а также сведения,    !
!         !вызывающие сомнения в их достоверности                         !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!32       !Отсутствие упаковочного листа при перевозке товаров различной  !
!         !номенклатуры                                                   !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!33       !Наличие подчисток и исправлений в транспортных и коммерческих  !
!         !документах, касающихся основных сведений о товаре              !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!34       !Отсутствие в товаротранспортных и коммерческих документах      !
!         !отметок таможенных органов страны вывоза                       !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!35       !Отсутствие в товаротранспортном документе отметок перевозчика, !
!         !записи о принятии груза под пломбой отправителя без пересчета  !
!         !грузовых мест                                                  !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!36       !В инвойсе (счете-фактуре) отсутствуют сведения об артикулах,   !
!         !моделях товара, товарных знаках, марках, названии              !
!         !производителя                                                  !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!37       !В ходе проверки документов выявлены                            !
!         !санитарно-эпидемиологические заключения, выданные              !
!         !не уполномоченными на это органами                             !
+---------+---------------------------------------------------------------+
!38       !Перевозятся товары, в отношении которых невозможно проведение  !
!         !осмотра с применением ИДК (рассматривать вопрос о проведении   !
!         !досмотра в ПП или информировании таможенного органа            !
!         !назначения)                                                    !
----------+----------------------------------------------------------------