Письмо ФТС РФ № 17-12/675 от 2004-09-17 00:00:00

О направлении методических рекомендаций по расследованию АП

Направляем для использования в практической деятельности подготовленные Управлением таможенных расследований и дознания в связи со вступлением в силу с 1 октября 2004 года Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" методические рекомендации по расследованию административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 16.7, 16 17, 16.23 КоАП России.
Методические рекомендации должны применяться с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Учитывая, что по указанным составам правонарушений ранее административное производство не осуществлялось, прошу по мере наработки практики привлечения лиц к ответственности направлять через оперативные таможни свои замечания и предложения по внесению изменений и дополнений в методические рекомендации.

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания,
генерал-майор таможенной службы
А.А.Шабунин

Приложение

Статья 16.7 КоАП России. Представление недействительных документов при таможенном оформлении

По делу подлежат выяснению следующие обстоятельства:
1. Представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов. Для этого необходимо:
1.1. Опросить в качестве свидетелей - руководителя либо иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом таможенного брокера (представителя), а также иное лицо, получившее и предъявившее документы таможенному органу, разъяснив им их права, предусмотренные ст. 25.6 КоАП России, по вопросам:
- заключался ли договор об оказании услуг по таможенному оформлению с декларантом или иным лицом, представившем документы, оформлялся ли в этой связи договор, доверенность или иной документ;
- какие документы были получены для таможенного оформления. Для установления идентификационных признаков опросить по реквизитам документов, их оформлению (содержанию);
- кто получил документы (Ф.И.О., должность); - кто передавал документы (Ф.И.О., должность), когда и при каких обстоятельствах;
- каким образом передавались документы по факсу или они были переданы лично под роспись, составлялись ли акт приема-передачи, сопроводительное письмо, опись документов; имеется ли почтовое уведомление;
- каковы по вашему мнению причины заявления недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах;
- проводился ли осмотр товаров перед подачей ГТД таможенному органу;
- знал ли о том, что документы недействительны (содержат недостоверные сведения, относятся не к тем товарам и др.);
- исходя из содержания ответов, задать другие вопросы.
1.2. Опросить лицо, передававшее таможенному брокеру (представителю) или иному лицу документы, в качестве лица, в отношении которого ведется административное производство, разъяснив ему права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП России, по вопросам:
- заключался ли договор об оказании услуг по таможенному оформлению с таможенным брокером (представителем) или иным лицом, оформлялся ли в этой связи договор, доверенность или иной документ;
- если заключался, то с кем, кто осуществлял по нему услуги по таможенному оформлению. Если нет, то в каком статусе лицо, получившее документы, производило услуги по оформлению товаров;
- какие документы были переданы для таможенного оформления. Для установления идентификационных признаков опросить по реквизитам документов, их оформлению (содержанию);
- знало ли, что передаваемые документы недействительны (содержат недостоверные сведения, относятся не к тем товарам и др.);
- если знало, то признает ли факт совершения им правонарушения (в случае непризнания совершения правонарушения, подробно изложить в протоколе опроса его возражения);
- предъявить недействительные документы и предложить дать объяснения об обстоятельствах их получения, составления и передачи таможенному брокеру (представителю);
- исходя из содержания ответов, задать другие вопросы.
1.3. В соответствии со ст. 27.10 КоАП России произвести изъятие документов, подтверждающих факт передачи (направления) документов.

II. Недействительность представленных документов.

Исходя из названия статьи и содержания диспозиции, представленные документы должны относиться к категории недействительных. Понятие недействительных документов раскрывается в прим. 2 к ст. 16.1 КоАП России.
Недействительные документы подразделяются на следующие категории:
а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);
б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;
г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;
д) иные документы, не имеющие юридической силы (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).
При предъявлении таможенному органу документов, указанных в п.п. а, б, в, в ходе административного расследования необходимо выполнить следующие процессуальные действия:
1.4. В соответствии со ст. 27.10 КоАП России изъять документы, на основании которых заполнялась ГТД, с составлением протокола изъятия и указанием сведений об их виде и реквизитах, описанием их содержания. При их исправлениях, подчистках отразить их в протоколе, по возможности сфотографировать. Если документы изъяты по делам об АП, возбужденным по ст. 16.1, 16.2 КоАП России, приобщить их заверенные копии.
1.5. Если предполагается, что поддельны печать, бланки, штампы, подписи необходимо взять их образцы для сравнительного исследования в соответствии со ст. 26.5 КоАП России и в порядке ст. 27.10 КоАП России. Для подтверждения фиктивности документов и подделки в соответствии со ст. 26.4 КоАП России вынести определение о назначении криминалистической и (или) графической экспертизы.
При установлении признаков подделки документов необходимо направить информацию в соответствии с п. 3 ст. 411 ТК России и ст. ст. 144-145 УПК РФ.
При предоставлении таможенным органам документов, указанных в п.п г, д необходимо:
1.6. Истребовать в соответствии со ст. 26.10 КоАП России из соответствующей организации информацию о выдаче заверенных копий документов, экземпляры которых были переданы таможенному брокеру (представителю) или иному лицу. Опросить при необходимости представителя организации по обстоятельствам выдачи документа.
1.7. Если лицо, выдавшее документы, находится за границей (отправитель товара) для получения их заверенных копий рассмотреть вопрос о возможности направления международного запроса в соответствующую иностранную службу.

III. Документы должны быть предназначены для таможенного оформления товаров и транспортных средств.

К таким документам относятся ГТД, документы, используемые в качестве таможенных деклараций, товаротранспортные и товаросопроводительные документы (ст. 63 ТК России, ст.73-76 ТК России, ст. 279 ТК России). Перечни документов, необходимые для таможенного оформления товаров и транспортных средств, содержатся в приказе ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", приказе ГТК России от 21.08.2003 N 916 "Об утверждении въездной/выездной декларации о транспортном средстве", приказе ГТК России от 15.09.2003 N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи". Данный перечень не является исчерпывающим.
IV. Последствия, повлекшие представление недействительных документов, а именно сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, доказываются проведением следующих процессуальных действий:
Учитывая, что предъявленные в таможенные органы документы, в которых содержалось сообщение недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах должны быть изъяты и находиться в материалах дел об АП возбужденных по ст. ст. 16.1, 16.2 КоАП России, необходимо:
4.1. Приобщить в качестве вещественных доказательств заверенные копии указанных документов к материалам дела об АП, возбужденного по ст. 16.7 КоАП России. Также приобщить протокол об АП и постановление по делу, в котором зафиксировано АП, выразившееся в заявление недостоверных сведений.
4.2. Опросить должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенный контроль и обнаруживших недостоверность заявленных сведений, по следующим вопросам:
- какие недостоверные сведения о товарах, транспортных средствах обнаружены в документах, представленных для таможенного оформления, в чем они заключались;
- какие документы содержат недостоверные сведения;
- кем были представлены документы, чем это подтверждается.
4.3. В целях обеспечения производства по делу об АП (ст. 27.1 КоАП России), а именно своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления, для сохранности вещественных доказательств, а также для сравнения того, что заявлено в документах и того, что имеется в наличии:
- В соответствии со ст. 27.10 КоАП России произвести изъятие товаров, транспортных средств, явившихся предметами АП, с составлением протокола, в котором отразить сведения о виде, количестве, иных идентификационных признаках изъятых вещей. При невозможности их изъятия в порядке ст. 27.14 КоАП России наложить арест на товары, транспортные средства, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения и составить протокол об аресте.
Если изъятие (арест) товаров производились в ходе производства по делам об АП, возбужденным по ст. ст. 16.1, 16.2 КоАП России, данные процессуальные действия производить не требуется. В этом случае к материалам дела об АП, возбужденного по ст. 16.7 КоАП России, приобщаются заверенные копии протоколов изъятия (ареста) товаров, актов их приемки-передачи на хранение, других документов, отражающих судьбу изъятых (арестованных) товаров.
5. В протоколе об АП необходимо описать суть и привести доказательства нарушения таможенных правил, выразившегося в представлении таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу недействительных документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, с указанием сведений о лице, представившем указанную категорию документов, статуса и реквизитов документов, какие конкретно сведения и в каких документах были заявлены недостоверно, а также последствия, повлекшие представление недействительных документов.

Статья 16.17 КоАП России. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

По делу об АП подлежат выяснению следующие обстоятельства:

I. Представление декларантом недействительных документов таможенному органу.
Для этого необходимо:
1.1. Опросить должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенное оформление, по следующим вопросам:
- об обстоятельствах выявления правонарушения;
- кто подавал документы, чем это подтверждается (выписка из журнала, сопроводительное письмо, входящая канцелярия);
- повлияли ли недостоверные сведения на выпуск товара до подачи ГТД;
- какие недостоверные сведения о товарах обнаружены в документах и в чем они заключались;
- исходя из содержания ответов, задать иные вопросы.
1.2. Опросить лицо, в отношении которого ведется производство по делу, по вопросам:
- кому, на каких основаниях поручено представить документы таможенному органу;
- кто заполнял, подписал и подал обязательство с документами идентифицирующими товар;
- предъявить недействительные документы и предложить дать объяснения об обстоятельствах их получения;
- знал ли он, что передаваемые документы поддельные, недействительные, содержат недостоверные сведения, относятся не к тем товарам и др;
- от кого, каким образом были получены документы по факсу или они были переданы лично под роспись, составлялись ли акт приема-передачи, сопроводительное письмо, почтовое уведомление, опись документов;
- какие меры приняты для выполнения обязанности, установленной законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- исходя из содержания ответов задать иные вопросы.
1.3. В случае заявления недостоверных сведений о товаре (наименовании, количестве, весе), на основании ст. 27.8 КоАП России произвести осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, с составлением соответствующего протокола.
1.4. Ввиду того, что санкция статьи не предусматривает конфискацию товаров, изъятие не производится.

II. Предназначение документов, недействительность представленных документов

В соответствии со ст. 150 ТК России декларант представляет таможенному органу документы для идентификации товаров, а также документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, вместе с обязательством о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений (далее - обязательство), форма которого утверждена приказом ГТК России от 26.08.2003 N 932.
Для идентификации товаров декларантом могут быть поданы имеющиеся товаротранспортные и коммерческие документы (накладная, инвойс, спецификация, счет-фактура и др.). К документам, подтверждающим соблюдение ограничений, установленных законом, могут быть отнесены разрешения, лицензии уполномоченных органов.
2.1. Для доказывания недействительности документов произвести процессуальные действия, предусмотренные разд. II методики расследования АП, предусмотренного ст. 16.7 КоАП России.
2.2. В протоколе об АП необходимо описать существо и привести доказательства нарушения таможенных правил, выразившегося в представлении таможенному органу недействительных документов, с указанием сведений о лице, представившем указанную категорию документов, статуса и реквизитов документов, а также какие конкретно сведения и в каких документах были заявлены недостоверно.

Статья 16.23 КоАП России. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

I. Части 1, 2 статьи 16.23 КоАП России
По делам об АП, возбужденным по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.23 КоАП России, установление информации о фактах невключения юридического лица в Реестр таможенных брокеров, включения юридических лиц в Реестры на основании недействительных документов, а также их исключения из Реестров, осуществляется путем истребования (получения) и изучения:
- сведений о лицах, имеющихся в официальных изданиях ФТС России, содержащих публикацию Реестров, в том числе имеющихся в электронном справочнике на WEB-сервере ФТС России;
- приказов таможенных органов о включении (исключении) лиц в Реестры; - Свидетельств о включении лиц в Реестры;
- приказами таможенных органов об отзыве Свидетельств о включении лиц в Реестры, а также письменных уведомлений.
Следует отметить, что в ходе производства по делам, возбужденным в отношении лиц, совершивших таможенные операции, будучи исключенными из Реестров (в том числе при отзыве Свидетельств), должны устанавливаться моменты вручения лицам решений об исключении их из Реестров и решений об отзыве Свидетельств под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату их получения. Определение данного момента влияет на установление виновности лиц в совершении АП, поскольку они могли совершать операции, зная об исключении их из Реестров.
Необходимо учитывать дату получения лицом Свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров, поскольку оно могло совершать таможенные операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц с момента подачи им заявления о включении в Реестр, до выдачи ему соответствующего Свидетельства.
О виновности лиц, совершающих таможенные операции, косвенно могут свидетельствовать факты размещения ими в СМИ рекламы, коммерческих предложений и т. п. по оказанию услуг декларирования, перевозки и хранения товаров и (или) транспортных средств. В этой связи в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, данные факты также подлежат исследованию.

II. Часть 1 статьи 16.23 КоАП России

Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей), либо включенным в указанный Реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него, за исключением случаев, если обязанность но совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного брокера (представителя) из указанного Реестра либо если таможенным законодательством Российской Федерации предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в Реестр таможенных брокеров (представителей)
По делу подлежат выяснению следующие обстоятельства:
1. Является ли лицо, совершившее таможенные операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц;
а) невключенным в соответствии с ТК России в Реестр таможенных брокеров (представителей);
б) включенным в соответствии с ТК России в Реестр на основании недействительных документов, которому выдано Свидетельство о включении в Реестр;
в) исключенным из Реестра таможенных брокеров (представителей).
Порядок установления фактов невключения, включения и исключения лица из Реестра изложен в разделе I методики расследования АП, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 16.23 КоАП России, а порядок определения недействительности документов - в разд. II п.п. 1.4. - 1.6. методики расследования АП, предусмотренного ст. 16.7 КоАП России, применительно к данному правонарушению.
2. Совершение таможенных операций лицом от имени декларанта или других заинтересованных лиц, а также наличие между ними документа (доверенности, договора), предоставляющего лицу право совершать таможенные операции от имени и по поручению декларанта.
В соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 11 ТК России под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК России при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Необходимо учитывать, что ТК России не содержит перечня таких операций.
Одной из главных составляющих статуса таможенного брокера является возможность декларирования им товаров и (или) транспортных средств от имени декларанта или других заинтересованных лиц. В качестве примера рассматривается факт совершения лицом таможенной операции по декларированию принадлежащего получателю товара.
Для этого необходимо:
2.1. Опросить должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенное оформление и контроль товаров и (или) транспортных средств, по вопросам:
- каким лицом подавалась декларация;
- проводилась ли проверка наличия у лица полномочий выступать в качестве таможенного брокера;
- какие у лица имелись документы, подтверждающие его полномочия в отношении декларируемого товара;
- имелся ли у лица договор (доверенность, поручение) на осуществление таможенных операций от имени и по поручению декларанта;
- если договор отсутствовал, то в каком статусе лицо производило таможенные операции в отношении товара, принадлежащего декларанту;
- если документы имелись, то состоял ли сотрудник (работник) в штате организации, проверялся ли факт ее включения в Реестр.
Целью постановки указанных вопросов является также установление фактов самостоятельного совершения таможенных операций физическим лицом от имени владельца груза или совершения таможенных операций от имени юридического лица, необходимых для определения субъектов правонарушения.
2.2. Приобщить к материалам дела, имеющиеся в таможенном органе ГТД и пакеты документов к ним, другие документы, подтверждающие совершение лицом таможенной операции.
2.3. Установить местонахождение декларанта и лица, совершившего таможенные операции.
2.4. Опросить в качестве свидетеля представителя декларанта по вопросам:
- заключался ли договор, составлялся ли иной документ на совершение лицом таможенных операций от имени и по поручению декларанта. Если заключался, то с кем, кто осуществлял по нему услуги по таможенному оформлению;
- было ли известно, что на момент заключения договора на оказание услуг по совершению таможенных операций, лицо не состояло в Реестре.
2.5. Опросить в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП (или его законного представителя), лицо, совершившее таможенные операции, по вопросам:
- заключался ли договор или составлялся ли иной документ на осуществление таможенных операций от имени и по поручению декларанта;
- если заключался, то осуществлялись ли по нему услуги по таможенному оформлению (таможенные операции);
- если нет, то в каком статусе лицо производило таможенные операции в отношении товара, принадлежащего декларанту;
- если услуги по таможенному оформлению осуществляло физическое лицо (работник организации), выяснить, состояло ли оно в штате юридического лица, совершившего таможенные операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц;
- на основании какого документа (приказа, указания и др.) физическому лицу было предоставлено право совершать операции от имени и по поручению декларанта.
Целью постановки указанных вопросов является установление фактов самостоятельного совершения таможенных операций физическим лицом от имени владельца груза или совершения таможенных операций от имени юридического лица, необходимых для определения субъектов правонарушения.
2.6. При наличии документов, указанных в разделе II п.п. 2.4., 2.5. методики расследования АП, предусмотренного ч. 1 ст. 16.23 КоАП России, произвести в соответствии со ст. ст. 27.8, 27.10 КоАП России их осмотр и изъятие с составлением соответствующих протоколов и приобщить к материалам дела.
2.7. Приобщить к материалам имеющие отношение к делу выписки из приказов ГТК России от 02.10.2003 1098 "Об утверждении правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)", от 19.12.2003 N 1487 (с изменениями от 10.08.2004) "Об утверждении Реестра таможенных брокеров (представителей)".
3. При осуществлении административного производства по факту совершения таможенных операций лицом, исключенным из Реестра таможенных брокеров (представителей), необходимо определить, что они совершены после его исключения из Реестра либо таможенным законодательством Российской Федерации не предоставлено право на их совершение без включения лица в Реестр.
4. В протоколе об АП необходимо отразить установленные данные, указывающие на наличие события АП (указать какие операции совершены лицом, зафиксировать, что оно осуществляло деятельность, будучи невключенным в Реестр таможенных брокеров, включенным на основании недействительных документов, исключенным из Реестра, и совершившем операцию после его исключения из него, таможенным законодательством Российской Федерации не предоставлено право на их совершение без включения в Реестр), сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, его виновности в совершении правонарушения (зафиксировать факт несоблюдения лицом норм ТК России, регулирующих порядок включения (исключения) юридических лиц в Реестр таможенных брокеров, а также непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, поскольку оно могло и должно было их соблюсти), части статьи КоАП России, предусматривающей административную ответственность за данное АП, а также указать приобщаемые к протоколу документы, подтверждающие совершение лицом таможенной операции, а также документы, являющиеся вещественными доказательствами, в том, числе объяснения лица.

III. Часть 2 статьи 16.23 КоАП России

Осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения или владельцев таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра.
По делам подлежат выяснению следующие обстоятельства.
1. Являются ли лица, осуществляющие деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения или таможенных складов;
а) включенными в соответствии с ТК России в Реестры на основании недействительных документов, которым выданы Свидетельства о включении в Реестры;
б) исключенными из Реестров.
Порядок установления данных фактов изложен в разделе I методики расследования АП, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 16.23 КоАП России, а порядок определения недействительности документов - в разд. II п.п. 1.4. - 1.6. методики расследования АП, предусмотренного ст. 16.7 КоАП России, применительно к данному правонарушению.
2. Установление факта совершения лицами, включенными в соответствии с ТК России в Реестры на основании недействительных документов, и исключенными из них, действий, направленных на осуществление деятельности по перевозке, хранению товаров, совершению грузовых операций, возможных только на складе временного хранения или таможенном складе.
Рассмотрим в качестве одного из примеров перевозку товаров лицом в качестве таможенного перевозчика в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. Для этого необходимо:
2.1. Опросить должностных лиц таможенных органов отправления и (или) назначения об обстоятельствах начала и завершения перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.
2.2. Приобщить к материалам дела документы (транспортные (перевозочные), транзитную декларацию, Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита и другие), подтверждающие совершение лицом перевозки товаров, внесение сведений о лице, выступающим в качестве таможенного перевозчика, в таможенную декларацию, Carnet TIR, CMR).
2.3. Опросить в качестве свидетеля владельца груза (опрашивается обязательно в том случае, если договор перевозки заключался получателем) по вопросам:
- заключался ли договор на совершение лицом операции по перевозке товаров. Если заключался, то с кем, кто осуществлял перевозку;
- было ли известно, что на момент заключения договора на оказание услуг по перевозке, перевозчик был включен в Реестр на основании недействительных документов.
2.4. Опросить в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП (или его законного представителя), лицо, совершившее перевозку товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом, по вопросам:
- перевозился ли товар;
- на основании каких документов принимались товары к перевозке;
- заключался ли договор на осуществление перевозки товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом;
- в какое место был доставлен товар (таможенный склад, СВХ, другое).
2.5. Приобщить к материалам имеющие отношение к делу необходимые выписки из приказа ГТК России от 27.11.2003 N 1343 "Об утверждении положения о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения".
По делам об АП, возбужденным в отношении владельца склада временного хранения или таможенного склада, приобщить к материалам необходимые выписки из приказов ГТК России от 26.09.2003 N 1070 "Об утверждении положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения", от 03.09.2003 N 958 "Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров", от 03.09.2003 N 960 "Об утверждении положения о включении юридических лиц в реестр владельцев таможенных складов и порядке его ведения ГТК России", от 25.02.2004 N 236 "Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада".
Протокол об АП составляется с учетом указания в нем сведений, содержащихся в протоколе об АП по ч. 1 ст. 16.23 КоАП России, применительно к данному правонарушению.

IV. Часть 3 статьи 16.23 КоАП России

Несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
По делу необходимо определить:
- момент наступления изменений или события, когда лицам стало известно об их наступлении;
- даты окончания срока подачи изменений сведений;
- даты фактического представления в таможенные органы изменений сведений.
В протоколе об АП необходимо отразить данные, указывающие на наличие событий АП (указать причины несообщения изменений, на какую дату они должны были представляться, когда фактически представлены, на сколько дней нарушен срок их представления), сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП, его виновности в совершении правонарушения (зафиксировать факт несоблюдения лицами приказов ГТК России, регулирующих порядок сообщения таможенным органам изменений сведений, содержащихся в заявлениях о включении лиц в Реестры и прилагаемых к ним документах, а также сроков их сообщения, непринятии всех зависящих от них мер по их соблюдению, так как они могли и должны были их соблюсти), части статьи КоАП России, предусматривающей административную ответственность за данное АП, a также указать приобщаемые к протоколу документы, подтверждающие совершение лицами таможенных операций, а также документы, являющиеся вещественными доказательствами, в том, числе объяснения лица.
В ходе производства по делу в отношении юридического лица необходимо решать вопрос о возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц, по вине которых организацией совершено правонарушение, а также о возможности привлечения к ответственности граждан.