О нормах вывоза и ввоза наличной валюты Российской Федерации физическими лицами
В связи с запросами, поступающими от таможенных органов Российской Федерации об исчислении норм ввозимой на территорию Российской Федерации и вывозимой с территории Российской Федерации российской валюты ГТК России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Пунктами 2.1 и 2.2.1 Положения о порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, утвержденного Банком России 02-29/36, Минфином России 11-05-02, ГТК России 01-20/10075 от 06.10.1993 (зарегистрировано Минюстом России 19.09.96, рег. 1165) установлено, что вывоз и ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации физическими лицами разрешен в пределах суммы на одно лицо по нормам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.
Письмом от 19 сентября 1996 года 331 "О нормах вывоза и ввоза наличной валюты Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами)" (зарегистрировано Минюстом России от 19.09.96, рег. 1166) Центральный банк Российской Федерации установил норму ввоза (вывоза) валюты Российской Федерации в пределах суммы, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда определен в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон) и
-
составляет с 1 июля 2001 года 300 руб. в месяц, с 1 мая 2002 года - 450 руб. в месяц, с 1 октября 2003 года 600 руб. в месяц.
В соответствии со статьей 3 названного Закона минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Для иных случаев установлена базовая сумма минимального размера оплаты труда с 1 января 2001 года в размере 100 рублей.
Согласно статье 4 Закона базовые суммы применяются для целей регулирования правоотношений в области социального обеспечения физических лиц, напрямую не связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.
Абзацем вторым статьи 5 Закона определен порядок исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам (т.е. не связанным с исполнением гражданско-правовых договоров или вытекающих из внедоговорных гражданских правоотношений).
Исходя из вышеизложенного, ГТК России считает, что базовые суммы, установленные статьями 1, 4 и абзацем вторым статьи 5 Закона, не могут применяться к отношениям, связанным с правами физических лиц по перемещению валюты Российской Федерации через границу Российской Федерации, так как правила ее перемещения, установленные таможенным и валютным законодательством, представляют из себя административно-властное предписание государства, выраженное нормами административного права.
Таким образом, исходя из общих начал и смысла административного законодательства, для рассматриваемых целей необходимо применять базовые суммы, установленные абзацем первым статьи 5 Закона, так как указанные суммы можно рассматривать для целей применения к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Кроме того, данная базовая сумма установлена не в качестве антиинфляционной меры для индексации размеров платежей, а выполняет функцию норматива при расчетах нормы пропуска и установлена в целях организационно - технического обеспечения соблюдения нормы пропуска.
По мнению Банка России (письмо от 30.03.2004 014-12-1/1040) при расчете нормы пропуска ввозимой и вывозимой физическими лицами наличной валюты Российской Федерации следует исходить из базовой суммы, равной 100 рублям.
При отстаивании государственных интересов в судебных инстанциях предлагаем также использовать доводы, приведенные Банком России в письме от 30.03.2004 014-12-1/1040 "О нормах вывоза наличной валюты Российской Федерации" (копия прилагается).
Первый заместитель
генерал-полковник таможенной службы
B.B. Макаров
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральная таможенная (Банк России) служба ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ 107016. Москва, ул. Неглинная, 12 30.03.2004г. 014-12-1/1040
О нормах вывоза наличной
валюты Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо
от 24.02.04 01-23/6666 и сообщает, что придерживается позиции, ранее изложенной в
письме Банка России от 23.07.02 014-12/2518, и одновременно обращает внимание на
следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.00 82- О минимальном размере оплаты труда (далее - Закон) минимальный размep оплаты труда, установленный статьей 1 Закона, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Для иных случаев применения минимального размера оплаты труда статьями 4 и 5 Закона базовая сумма минимального размера оплаты труда установлена в размере 100 рублей.
В связи с тем, что Федеральный закон от 10.12.03 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле вступает в силу 18.06.04 учитывая, что в соответствии со статьей 15 указанного Закона порядок ввозa и вывоза наличной валюты Российской Федерации физическими лицами будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, считаем нецелесообразным в настоящее время вносить изменения в существующий порядок расчета норм пропуска ввозимой и вывозимой физическими лицами наличной валюты Российской Федерации.
В.Н. Мельников