Приказ ФТС РФ № 723 от 2008-06-11 00:00:00

О решения коллегии ФТС России, состоявшейся 25 апреля 2008 года

В целях исполнения решения заседания коллегии ФТС России "О проблемных вопросах исполнения административного регламента по ведению реестра таможенных брокеров", принятого на заседании коллегии ФТС России 25 апреля 2008 года, приказываю
1. Структурным подразделениям ФТС России обеспечить исполнение решения коллегии ФТС России (приложение).
2. Главному организационно-инспекторскому управлению (С.В Лобанов) обеспечить контроль за выполнением решения коллегии ФТС России.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение
к приказу ФТС России
от 11 июня 2008г.№ 723

РЕШЕНИЕ
заседания коллегии ФТС России от 25 апреля 2008 года "О проблемных вопросах по исполнению административного регламента по ведению реестра таможенных брокеров"

Заслушав и обсудив доклад начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Б.В. Шкуркина о проблемных вопросах по исполнению Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей), утвержденного приказом ФТС России от 10 октября 2007 г. № 1257 (далее - Административный регламент), коллегия ФТС России отмечает, что Административный регламент утвержден в рамках проведения административной реформы в соответствии с планами-графиками утверждения федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и структурирован в соответствии с требованиями Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (представления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679. Административный регламент определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов, а также сроки исполнения административных процедур, связанных с исполнением государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей).
В настоящее время в Реестр таможенных брокеров (представителей) (далее - Реестр) включена 421 организация, имеющая действующее свидетельство о включении в Реестр.
Институт таможенных брокеров на сегодняшний день - один из важнейших составляющих элементов околотаможенной инфраструктуры наряду с таможенными перевозчиками, складами временного хранения, таможенными складами, магазинами беспошлинной торговли. Таможенные брокеры вносят значительный вклад в обеспечение непрерывности товарооборота во внешней торговле, облегчают процесс взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами при осуществлении таможенного оформления экспортно-импортных грузов, способствуют ускорению таможенного оформления и повышению качества таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров.
Результатом исполнения государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей) при соблюдении всех условий включения, указанных в статье 140 Таможенного кодекса Российской Федерации, является включение юридического лица в Реестр .и выдача свидетельства о включении в Реестр. Свидетельство о включении в Реестр предоставляет организации право осуществлять таможенное оформление на все, территории Российской Федерации независимо от наличия филиала, представительства или обособленного подразделения в регионе деятельности той или иной таможни, но при этом для включения в Реестр необходимо подтверждение о наличии в штате лишь двух специалистов по таможенному оформлению.
Кроме того, Таможенным кодексом Российской Федерации прямо не определен круг лиц, которые при осуществлении деятельности организацией в качестве таможенного брокера (представителя), совершающего таможенные операции от имени декларанта или иных заинтересованных лиц по их поручению, вправе заполнять, удостоверять грузовую таможенную декларацию и иные документы, необходимые в таможенных целях, в связи с чем таможенные брокеры предоставляют полномочия осуществлять процедуры по таможенному оформлению любым своим сотрудникам, в том числе не имеющим квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Как правило, таможенное оформление, производимое неквалифицированными сотрудниками, приводит к совершению технических и иных ошибок, что может повлечь за собой совершение таможенным брокером административных правонарушений. В случае же неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15, 16.22 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельство может быть отозвано в соответствии с подпунктом 2 статьи 145 Таможенного кодекса Российской Федерации, а таможенный брокер исключен из Реестра.
При этом положения Таможенного кодекса Российской Федерации не в полной мере смогли обеспечить реализацию задач по развитию института таможенных брокеров с учетом потребностей его участников, в связи с чем требуется законодательное урегулирование вопросов, связанных с иными аспектами деятельности таможенного брокера, в том числе его ответственности по уплате таможенных платежей.

Коллегия ФТС России решила:
1. Управлению правового обеспечения законопроектной деятельности (О.А.Щербакова) совместно с Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) включить следующие положения в законопроект "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования деятельности таможенных брокеров (представителей), разработанный в соответствии с пунктом 7 раздела III Плана организации законопроектной работы ФТС России на 2008 год (приказ ФТС России от 18 января 2008 г. № 22):
а) об исключительном праве специалиста по таможенному оформлению, состоящему в штате таможенного брокера, на совершение от имени таможенного брокера (представителя) действий по таможенному оформлению;
б) обязательном наличии специалиста по таможенному оформлению в филиале таможенного брокера (представителя);
в) о включении в перечень обязательных документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей), договора страхования;
г) об увеличении объема обучения специалистов по таможенному оформлению по программам повышения квалификации по специальностям в сфере таможенного дела до 72 академических часов.
2. Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) подготовить до 1 декабря 2008 года изменения в Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей), утвержденный приказом ФТС России от 10 октября 2007 г. № 1257, предусматривающие возможность формирования и функционирования комиссии ФТС России по подготовке предложений об исключении из Реестра таможенных брокеров (представителей) и отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) при установлении в соответствии с подпунктом 2 статьи 145 Таможенного кодекса Российской Федерации фактов неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) к административной ответственности.
3. Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) обеспечить по результатам рассмотрения Правительственной комиссией по проведению административной реформы -утверждение в установленном порядке Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению и привести до 1 декабря 2008 года в соответствие с квалификационными требованиями к специалистам по таможенному оформлению, определенными Административным регламентом, программу проведения квалификационных экзаменов для специалистов по таможенному оформлению и программу повышения квалификации.
4. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (А.Б. Болдырев), Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б. В. Шкуркин) в течение трех месяцев после принятия указанного в пункте 1 настоящего решения федерального закона, устанавливающего, что при декларировании товаров и транспортных средств таможенным брокером (представителем) составлять ГТД и удостоверять заявленные в ней сведения вправе только специалист по таможенному оформлению, внести изменения в правила заполнения графы 54 ГТД, определенные Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № Ю57 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2007 г., peг. № 10183), установив обязательное указание в ней сведений о квалификационном аттестате специалиста по таможенному оформлению.
5. В целях реализации статей 144 и 364 Таможенного кодекса Российской Федерации Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (Б.В. Шкуркин) разработать и обеспечить утверждение до 1 сентября 2008 года формы и порядок предоставления в таможенные органы отчетности о совершенных таможенных операциях таможенными брокерами (представителями).

Председатель коллегии, руководитель ФТС России
А.Ю.Бельянинов