Письмо СЗТУ № 06-04-21/16006ф от 2006-07-28 00:00:00

О транспортировке лесоматериалов

31.05.2006 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 158 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 830 и от 9 декабря 1999 г. N 1364 в отношении отдельных видов материалов необработанных". Названным постановлением товарная позиция 4403 ТН ВЭД России была детализирована путем дополнения ее рядом подсубпозиций, в которые включаются необработанные лесоматериалы отдельных хвойных и лиственных пород в зависимости от их диаметра и длины.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 158 ФТС России телетайпограммой от 15.06.2006 N ТФ-1146 были доведены до сведения таможенных органов разъяснения о том, что нормативными правовыми актами не установлена необходимость загрузки в одно транспортное средство товаров одного наименования, классифицируемых в одной подсубпозиции ТН ВЭД России. В телетайпограмме также указано, что в графе 31 ГТД и дополнительных листах к ГТД должны быть указаны конкретные длины лесоматериалов и диапазоны толщин, отвечающие детализированным позициям ТН ВЭД России, включенным в приложение 2 к названному постановлению Правительства РФ. Однако после направления в таможенные органы региона указанных разъяснений ФТС России в Северо-Западное таможенное управление неоднократно поступали обращения участников внешнеэкономической деятельности, содержащие сведения о предъявлении должностными лицами таможенных органов требований о необходимости загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России.
В связи с изложенным разъясняем, что требования к порядку сортировки и транспортирования круглых лесоматериалов установлены ГОСТом 2292-88 "Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка".
В соответствии с ГОСТом 2292-88 круглые лесоматериалы, транспортируемые железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, рассортировываются и укладываются в штабели или пакеты по сортиментам в соответствии с требованиями данного стандарта и нормативно-техническими документами для сортиментов конкретного назначения. Названный ГОСТ устанавливает требования о необходимости рассортировки круглых лесоматериалов, перевозимых указанными видами транспорта.
Согласно ГОСТу лесоматериалы укладываются на транспортные средства штабелями. Штабели формируются из отдельных бревен или пакетов. При перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом в штабель укладываются лесоматериалы одной длины. При транспортировании лесоматериалов на судах в штабель укладывают лесоматериалы одной или двух смежных длин.
Пунктом 2 статьи 132 ТК России установлен не подлежащий расширительному толкованию перечень случаев, когда таможенная декларация не может быть принята таможенным органом. Непринятие мер по разделению товарной партии на отдельные виды и(или) наименования товаров, сведения о которых заявлены в ГТД, таможенным законодательством к числу таких случаев не отнесено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 ТК России погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории России, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки.
Следовательно, то обстоятельство, что предназначенная для вывоза с таможенной территории России партия лесоматериалов не разделена на упаковочные места по отдельным видам и(или) наименованиям товаров, не может являться основанием для отказа таможенного органа в принятии таможенной декларации на эти товары либо в выдаче разрешения на их погрузку на транспортное средство.
В то же время пунктом 2 статьи 359 ТК России предоставлено таможенным органам право продлевать срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и(или) наименованиям товаров. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
В соответствии с пунктом 2 статьи 367 ТК России проверка достоверности представленных таможенному органу сведений о лесоматериалах может осуществляться в т.ч. путем их сопоставления с информацией, полученной в результате проведения иных форм таможенного контроля (в частности, таможенного осмотра (таможенного досмотра) указанных товаров).
Следовательно, в случаях, когда в процессе проверки таможенной декларации на лесоматериалы, классифицируемые в нескольких товарных подсубпозициях подгруппы 4403 ТН ВЭД России, таможенным органом принимается решение о проведении таможенного осмотра указанных товаров либо выявляется риск, содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра указанных товаров, а предъявленные для проверки лесоматериалы в штабеле не разделены по диаметрам в соответствии с описанием подсубпозиций ТН ВЭД России, таможенный орган вправе потребовать от уполномоченного лица принять меры по такому разделению партии лесоматериалов.
Исходя из изложенного, полагаем целесообразным довести до сведения экспортеров лесоматериалов и иных заинтересованных лиц информацию о том, что проведение предварительной сортировки круглых лесоматериалов и их укладки в штабели по однородным партиям позволит избежать временных и материальных затрат, которые могут возникнуть у них по вышеуказанным причинам в процессе таможенного контроля товаров.

Первый заместитель начальника Северо-Западного
таможенного управления по таможенному контролю
полковник таможенной службы
М.Ю.Прокофьев