Письмо ФТС РФ № 04-18/31899 от 2006-09-13 00:00:00

О временном ввозе транспортных средств на основании доверенностей, выданных нотариусам республики Беларусь

Направляем ноту Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации от 02.08.2006 N 3984-н и письмо Федеральной таможенной службы от 01.09.2006 N 01-19/30646 "О рассмотрении ноты" для учета и использования в работе при осуществлении контроля транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь и временно ввозимых на территорию Российской Федерации на основании доверенностей, выданных нотариусами Республики Беларусь.

Заместитель начальника
Главного управления
организации таможенного контроля
полковник таможенной службы
П.А.БАКЛАКОВ

Приложение

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОТА от 2 августа 2006 г. N 3984-н

Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации свидетельствует свое уважение Федеральной таможенной службе Российской Федерации и имеет честь довести позицию Белорусской Стороны относительно порядка оформления доверенностей в отношении транспортных средств в Республике Беларусь, которые будут эксплуатироваться на территории Российской Федерации.
В соответствии с информацией, содержащейся в письме Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 01-18/14824, Министерством Юстиции Республики Беларусь нотариусам Республики Беларусь даны разъяснения от 28 июня 2006 г. N 08-2-11/467 о необходимости внесения данных паспорта представителя и представляемого в текст доверенностей, удостоверяемых в отношении транспортных средств, которые будут эксплуатироваться на территории Российской Федерации.
Вместе с тем аналогичные доверенности, удостоверенные до указанного разъяснения, не содержат сведений о данных паспорта представителя и представляемого.
В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации начисление и уплата государственной пошлины на регистрацию транспортных средств осуществляется с использованием таможенного приходного ордера, одним из обязательных реквизитов которого являются сведения о документе, удостоверяющем личность, указываемые в графе "Плательщик".
При этом законодательством не установлено, что плательщиком государственной пошлины признается только собственник транспортного средства и не может быть его представитель (владелец).
В связи с этим полагаем, исходя из представленных полномочий, представитель по доверенности может осуществлять регистрацию транспортного средства, а также уплату государственной пошлины и, как следствие, может быть признан плательщиком государственной пошлины в смысле указанного выше законодательства.
У представителя собственника транспортного средства (владельца) всегда имеется паспорт, внесение данных которого в таможенный приходный ордер не представляется проблематичным.
Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Сторонами которой являются, в том числе, Республика Беларусь и Российская Федерация) установлено, что форма и срок действия доверенности определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой выдана доверенность (статья 40).
При этом согласно статье 13 вышеназванной Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения и пользуются доказательной силой официальных документов.
Таким образом, Конвенцией предусмотрена обязанность компетентных органов одной Договаривающейся Стороны принимать документы, выданные компетентными органами другой Договаривающейся Стороны, в соответствии с законодательством последней.
Тем не менее таможенные органы Российской Федерации требуют наличия данных паспорта в доверенностях в отношении транспортных средств, вынуждая их владельцев возвращаться с границы Российской Федерации для внесения соответствующих изменений, что влечет значительные денежные расходы.
Белорусская Сторона информирует, что в соответствии с Постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 18 марта 2005 г. N 10 нотариусы выдают доверенности в специальном (ламинированном) покрытии. Таким образом, внесение каких-либо дополнительных сведений в настоящее время в такие доверенности является достаточно проблематичным.
Кроме того, учитывая Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. N 220 "О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий", нотариусы при удостоверении доверенностей не вправе требовать явки представителя по доверенности, а также предоставления его паспорта. Таким образом, данные паспорта владельца в доверенностях указываются, как правило, со слов представляемого. В целях урегулирования возникающих проблем как у граждан Республики Беларусь, так и у граждан Российской Федерации Белорусская Сторона просит Федеральную таможенную службу Российской Федерации решить вопрос о принятии таможенными органами Российской Федерации доверенностей без указания данных паспорта представителя и представляемого, удостоверенных нотариально до 28 июня 2006 года, т.е. до появления соответствующего разъяснения Министерства Юстиции Республики Беларусь.
Посольство пользуется случаем, чтобы возобновить Службе уверения в своем весьма высоком уважении.

Москва, 2 августа 2006 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 сентября 2006 г. N 01-19/30646
О РАССМОТРЕНИИ НОТЫ

Федеральная таможенная служба, рассмотрев обращение Посольства Республики Беларусь, сообщает следующее. Действие Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 не распространяется на административные правоотношения.
Согласно ранее направленным в Министерство иностранных дел Российской Федерации письмом ФТС России от 28.04.2006 N 01-18/14824 "О рассмотрении ноты Посольства Республики Беларусь" разъяснениям ввоз и эксплуатация на территории Российской Федерации транспортных средств на основании доверенностей, выданных на территории Республики Беларусь, без указания паспортных данных представителя и представляемого не допускаются.
Вместе с тем отсутствие паспортных данных в доверенностях не отменяет необходимость предъявления документов, удостоверяющих личность, при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таким образом, документальная идентификация лиц, осуществляющих ввоз транспортных средств, выполняется в безусловном порядке. Идентификацию доверителя и доверенного лица в доверенности с достаточной однозначностью можно осуществлять по фамилии, имени, отчеству, месту жительства. Следует также учесть, что указание паспортных данных в доверенностях, используемых в международных контактах, может создать дополнительные затруднения, связанные с наличием у лиц общегражданских национальных и заграничных паспортов.
С учетом изложенного, а также в связи с изменением порядка уплаты государственной пошлины за регистрацию транспортных средств и отсутствием паспортных реквизитов лица, перемещающего транспортное средство, в удостоверении ввоза транспортного средства, ФТС России считает возможным разрешить временный ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств на основании доверенностей, выданных до 28.06.2006 нотариусами Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, при одновременном обязательном предъявлении паспорта лицом, перемещающим транспортное средство.

Заместитель руководителя
В.М.МАЛИНИН