Письмо ФТС РФ № 05-107/65364 от 2011-12-30 00:00:00

Об исполнении отдельных судебных актов о конфискации предметов административных правонарушений

В связи с поступлением в ФТС России обращений таможенных органов по вопросу исполнения постановлений о назначении административного наказания в виде конфискации предметов административных правонарушений, одновременно имеющих статус вещественных доказательств по уголовным делам, разъясняем.
Согласно части 1 статьи 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) постановление судьи о конфискации вещи исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, то есть Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП России давность исполнения постановления о назначении административного наказания, по общему правилу, составляет два года со дня его вступления в законную силу.
На основании части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о вещественных доказательствах должен быть решен при принятии окончательного решения по уголовному делу. При этом срок, в течение которого будет принято решение о судьбе вещественных доказательств по уголовному делу, точно определить не представляется возможным, поскольку сроки давности привлечения к уголовной ответственности согласно статье 78 Уголовного кодекса Российской Федерации составляют от двух до пятнадцати лет, а в случае приостановления течения сроков давности - и более пятнадцати лет.
Следовательно, фактическое исполнение постановления о назначении административного наказания в виде конфискации предметов административных правонарушений в рассматриваемом случае возможно после вынесения соответствующего решения по уголовному делу.
В то же время Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не закрепляет возможности приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания по указанному основанию.
Как показывает практика, в отдельных случаях суды при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде конфискации предметов административных правонарушений, которые одновременно являются вещественными доказательствами по уголовному делу, в резолютивной части указывают, что исполнение данного постановления осуществляется по факту принятия судом окончательного решения. Однако в большинстве случаев указанное уточнение суда в постановлении о назначении административного наказания отсутствует, несмотря на то, что при принятии решения суд обладал информацией о приобщении конфискуемого имущества к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.
В соответствии с частью 3 статьи 31.4 КоАП России в случае неясности способа и порядка исполнения постановлений судов о назначении административных наказаний должностное лицо, приводящее указанное постановление в исполнение (согласно части 1 статьи 32.4 КоАП России - судебные приставы-исполнители), а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.
Учитывая изложенное, в случае неясности способа и порядка исполнения постановлений судов по делам об административных правонарушениях таможенным органам рекомендуется направлять в судебный орган, вынесший постановление, заявление о разъяснении способа и порядка его исполнения. В случае отказа суда от принятия данного заявления к рассмотрению по причине подачи заявления лицом, не уполномоченным на основании части 3 статьи 31.4 КоАП России на направление указанных обращений в суд, таможенным органам необходимо предъявлять исполнительные документы к исполнению судебным приставам-исполнителям соответствующих территориальных отделов ФССП России.
Настоящее письмо согласовано с Правовым управлением и Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России.

Начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования
генерал-майор таможенной службы
О.Н.Комарова