Решение Коллегия ЕЭК № Проект от 2017-06-08 08:46:22

Об особенностях контроля таможенной стоимости товаров

В соответствии с пунктом 3 статьи 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии
Т. Саркисян

УТВЕРЖДЕНО
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2017 г. №

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях контроля таможенной стоимости товаров

1. Настоящее Положение определяет особенности таможенного контроля заявленной при таможенном декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - контроль таможенной стоимости товаров).

2. При проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, которая в максимально возможной степени сопоставима с имеющимися в отношении декларируемых товаров сведениями, в том числе об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации декларируемых товаров, в частности, информация:

по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;

о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информация из ценовых каталогов;

полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств-членов Евразийского экономического союза в третьих странах;

2

полученная от государственных органов государств-членов Евразийского экономического союза;

полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей декларируемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

3. Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.

4. При проведении контроля таможенной стоимости товаров признаки недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров определяются таможенными органами с использованием системы управления рисками. Признаками недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

1) несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость декларируемых товаров, содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в таком документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведениям, полученным из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов Евразийского экономического союза в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза;

2) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;

3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по информации о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информации из ценовых каталогов;

4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых произведены (состоят) декларируемые товары;

5) наличие взаимосвязи продавца и покупателя декларируемых товаров в сочетании с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем;

6) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости декларируемых товаров (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) декларируемых товаров, расходы на страхование и т.п.).

5. Обстоятельства, указанные в пункте 4 настоящего Положения, не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров в случае, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки);

2) при проведении контроля таможенной стоимости декларируемых товаров выявлены те же обстоятельства, указанные в пункте 4 настоящего Положения, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров;

3) в отношении ранее ввезенных идентичных товаров:

таможенная стоимость товаров определена по методу определения

таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

проводился контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого не установлена необходимость изменения (дополнения) сведений в отношении таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары;

4) декларация на товары в отношении декларируемых товаров подана в тот же таможенный орган, что и декларация на товары в отношении ранее ввезенных идентичных товаров;

5) в декларации на товары в отношении декларируемых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, заявлен регистрационный номер декларации на товары в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих условиям, указанным в настоящем пункте;

6) срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров, а если идентичные товары были выпущены в соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс), - с даты направления декларанту в соответствии с пунктом 19 статьи 325 Кодекса информации о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, до даты регистрации декларации на товары в отношении декларируемых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, но не более 180 дней.

6. Положения пункта 5 настоящего Положения применяются при проведении контроля таможенной стоимости товаров, начатого до выпуска таких товаров, а в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары, - при проведении контроля таможенной стоимости товаров, начатого до направления таможенным органом электронного документа либо проставления таможенным органом соответствующих отметок, указанных в пункте 17 статьи 120 Кодекса.

7. Перечень документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров определяется с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации декларируемых товаров.

В частности, при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены следующие документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения:

1) прайс-листы производителя декларируемых товаров, его коммерческие предложения;

2) прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов декларируемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;

3) сведения о стоимости декларируемых товаров в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления, если ее заполнение предусмотрено в стране отправления;

4) документы по оплате декларируемых товаров;

5) упаковочные листы;

6) бухгалтерские документы о принятии декларируемых, идентичных, однородных товаров на учет;

7) сведения о стоимости декларируемых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;

8) договоры на поставку декларируемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на таможенной территории Евразийского экономического союза;

9) пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;

10) документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации декларируемых товаров и их влиянии на цену декларируемых товаров;

11) документы и сведения о перевозке (транспортировке) декларируемых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой);

12) документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза декларируемых товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование (например, смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.);

13) документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или о том, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:

документы и сведения о принадлежащих продавцу и (или) покупателю голосующих акциях организаций государств-членов Евразийского экономического союза и третьих стран;

документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную в соответствии со статьей 43 Кодекса;

документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную в соответствии со статьей 44 Кодекса.

иные, чем перечисленные в настоящем пункте, документы и сведения, характеризующие (отражающие) сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, как была установлена рассматриваемая цена;

14) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к декларируемым товарам;

15) иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации декларируемых товаров.

8. В качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы, сведения, пояснения о том, что:

запрошенный документ не существует либо не применяется в рамках рассматриваемой сделки;

лицом, располагающим соответствующими документами и (или) сведениями, отказано декларанту в их предоставлении.

9. Для целей применения статей 41 и 42 Кодекса таможенная стоимость товаров считается принятой таможенным органом в следующих случаях:

при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска не обнаружены признаки недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров и такие товары выпущены таможенным органом при условии, что сведения в отношении их таможенной стоимости, заявленные в декларации на товары, не изменены (не дополнены) в соответствии со статьей 112 Кодекса;

сведения в отношении таможенной стоимости товаров, заявленные в таможенной декларации, изменены (дополнены) в соответствии со статьей 112 Кодекса;

товары выпущены в соответствии со статьей 121 Кодекса до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении их таможенной стоимости и по результатам таможенного контроля подтверждена достоверность и (или) полнота проверяемых сведений.

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я С П Р А В К А о последствиях влияния проекта решения Евразийской экономической комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности

Наименование проекта решения:

«Об особенностях контроля таможенной стоимости товаров» (далее соответственно - проект Решения, проект Положения).

1. Проблема, на решение которой направлен проект решения ЕЭК.

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) (далее - ТК Союза), установлен порядок проведения таможенного контроля. Отдельные особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров определены статьей 313 ТК Союза.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 313 ТК Союза предусмотрена компетенция Евразийской экономической комиссии по установлению особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, иных, чем установлены статьей 313 ТК Союза.

Установление особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, позволит исключить правовую неопределенность и обеспечить единообразные подходы к проведению контроля таможенной стоимости товаров.

2. Цель регулирования.

Целью принятия проекта Решения является установление особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

3. Группа лиц, на защиту интересов которых направлен проект решения ЕЭК.

Субъекты предпринимательской деятельности (декларанты, таможенные представители), таможенные органы государств-членов Евразийского экономического союза.

4. Адресаты регулирования, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, и воздействие, оказываемое на них регулированием.

Субъекты предпринимательской деятельности (декларанты, таможенные представители), таможенные органы государств-членов Евразийского экономического союза.

Проектом Решения предполагается установить единообразные подходы и требования таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров в части использования ценовой информации, определения признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, установления дополнительно запрашиваемых документов, а также определении обстоятельств, которые позволяют не проводить проверку документов и сведений или считать, что

непредставление декларантом документов и (или) сведений является обоснованным.

5. Содержание устанавливаемых для адресатов регулирования ограничений (обязательных правил поведения).

В проекте Положения предполагается установить особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, иные, чем установлены статьей 313 ТК Союза, а именно:

требования к имеющейся в распоряжении таможенного органа информации, которая может быть использована при проведении контроля таможенной стоимости товаров;

обстоятельства, свидетельствующие о признаках недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров;

обстоятельства, при наличии которых не проводится проверка документов и сведений;

обстоятельства, при которых непредставление декларантом документов и (или) сведений, запрошенных таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров, является обоснованным.

Кроме того, в проекте Положения определен примерный перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров.

6. Механизм разрешения проблемы и достижения цели регулирования, предусмотренный проектом решения ЕЭК (описание взаимосвязи между предлагаемым регулированием и решаемой проблемой).

Принятие проекта Решения позволит применять положения ТК Союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров с учетом особенностей, установленных в проекте Положения.

7. Сведения о рассмотренных альтернативах предлагаемому регулированию.

Альтернативные варианты регулирования не рассматривались.

8. Нормативно-правовое основание для принятия проекта решения ЕЭК.

Проект Решения разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 313 ТК Союза.

9. Сфера полномочий ЕЭК, к которой относится проект решения ЕЭК.

Проект Решения подготовлен в рамках компетенции Евразийской экономической комиссии - таможенное регулирование (статья 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014).

В соответствии с пунктом 14 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Комиссией принимаются решения в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, в порядке, предусмотренном указанным Договором и Регламентом.

10. Финансово-экономические последствия принятия проекта решения ЕЭК для субъектов предпринимательской деятельности.

Принятие проекта Решения не приведет к возникновению дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности.

Реализация проекта решения не повлечет дополнительных расходов бюджета Евразийского экономического союза.

11. Предполагаемые сроки вступления проекта решения ЕЭК в силу.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

12. Ожидаемый результат регулирования.

Установление особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, позволит исключить правовую неопределенность и обеспечить единообразные подходы к проведению контроля таможенной стоимости товаров.

13. Описание опыта государств - членов Евразийского экономического союза и международного опыта регулирования отношений, являющихся предметом проекта решения ЕЭК (с обоснованием его прогрессивности и применимости).

Таможенные органы государств-членов Евразийского экономического союза при проведении контроля таможенной стоимости руководствуются Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 376 «Порядок контроля таможенной стоимости товаров», котором установлены особенности контроля таможенной стоимости товаров.

14. Сведения о проведении публичного обсуждения проекта решения ЕЭК.

15. Сведения о заключении об оценке регулирующего воздействия на проект решения ЕЭК.

16. Иная информация, относящаяся, по мнению департамента ЕЭК,

ответственного за подготовку проекта решения ЕЭК, к основным сведениям о

проекте решения ЕЭК и (или) о его подготовке.

Работа по подготовке проекта Решения проводилась совместно с экспертами государств - членов Евразийского экономического союза в формате экспертных заседаний.