20.07.15

10 ответов на самые актуальные вопросы о Свободном порте Владивосток

Свободный порт Владивосток откроют в Приморье в октябре. Действие уникального для России режима распространится сразу на 15 муниципалитетов региона. Для резидентов территорий будут действовать облегченные режимы – налоговый и таможенный. О том, кто может стать резидентом Свободного порта, что для этого нужно сделать и в каких случаях привилегированного статуса можно лишиться, «Приморской газете» рассказали эксперты. Что такое Свободный порт? Как долго он будет действовать? Под Свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края (список в инфографике ниже. – «ПГ»), где устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Закон о Свободном порте вступит в силу 15 октября 2015 года. Особый режим для территорий будет действовать на протяжении 70 лет. В дальнейшем этот срок могут как продлить, так и сократить. Создание свободного порта ориентировано на выпуск конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции, ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока. Какие льготы получат предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность на территории Свободного порта Владивосток? В первые пять лет налог на прибыль для компаний-резидентов составит не более 5% (в том числе 0% – в федеральный бюджет, не более 5% – в региональный бюджет). При этом в течение последующих пяти лет налог прибыль составит не менее 12% (2% – в федеральный бюджет, не менее 10% – в региональный бюджет). Также компании полностью освобождаются от налога на имущество и земельного налога. Отчисления во внебюджетные фонды составят всего 7,6%, вместо практикуемых 30%. Кто может стать резидентом Свободного порта Владивосток? Есть ли ограничения? Резидентом территории может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, если они официально зарегистрированы на территории Свободного порта Владивосток. Для получения статуса резидента Свободного порта Владивосток необязательно заниматься бизнесом на международном уровне, подчеркивают краевые власти. Бизнесмены могут быть ориентированы и на развитие только в рамках Приморья. – Резидентом Свободного порта Владивосток смогут стать компании, готовые развивать любое направление предпринимательской деятельности, – заявил вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев. – Причем компании могут быть как российские, так и иностранные. Главное, чтобы они были готовы инвестировать в свое предприятие. Упор планируется делать на развитие портовой инфраструктуры, развитие высокотехнологичных производств. Как стать резидентом Свободного порта Владивосток? Предпринимателю необходимо подать заявку о намерении вести коммерческую деятельность на территории особой экономической зоны в управляющую компанию Свободного порта Владивосток (сейчас таковую создают. – «ПГ»). В документе следует указать вид деятельности, адрес земельного участка или иного недвижимого имущества, где будет осуществляться предпринимательская деятельность, срок, в течение которого предприниматель планирует свою деятельность осуществлять. К заявке необходимо приложить копии учредительных документов (для юридических лиц); бизнес-план; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Выдать согласие на ведение предпринимательской деятельности либо направить мотивированный отказ управляющая компания обязана в течение 25 рабочих дней Могут ли предпринимателя лишить статуса резидента Свободного порта Владивосток? Предпринимателя могут лишить статуса резидента в двух случаях: в первом – если он приостановит коммерческую деятельность на два года и более, во втором – если предприниматель не может инвестировать в производство в том объеме, который прописал в собственном бизнес-плане. Зачем действие Свободного порта Владивосток распространили сразу на 15 муниципалитетов? Подобный подход позволит достичь максимального эффекта для экономики всего Приморского края, уверены эксперты. На территории каждого из выбранных муниципальных образований присутствует важная инфраструктура, будь то транспортные пути или действующий (строящийся) порт. – Ни один муниципалитет не попал в список просто так, – заметил генеральный директор Дальневосточного центра экономического развития Александр Абрамов. – Тот же Спасск-Дальний – база стройиндустрии Приморья. А стройиндустрия играет ключевую роль в создании новой инфраструктуры. Чем Свободный порт Владивосток отличается от территорий опережающего развития (ТОР)? ТОР ориентирована в первую очередь на развитие внутреннего рынка. Поэтому у нее нет строго очерченных границ и таможенных преференций. Создание же свободного порта ориентировано на развитие международных деловых отношений. Вследствие этого территория обладает строго очерченными границами и облегченным таможенным режимом. Таким образом, резиденты Свободного порта Владивосток смогут беспошлинно ввозить и отправлять грузы. Если компании понадобится особое оборудование для работы, она сможет получить его без уплаты пошлин и взносов. Смогут ли жители территорий, которые вошли в свободный порт, беспошлинно привозить из других стран какие-то товары, например, машины? Такая возможность у жителей города может появиться только после регистрации в качестве резидентов Свободного порта Владивосток. Для всех остальных облегченный таможенный режим в Приморье не действует. Можно ли будет приехать во Владивосток без визы? Да, на территории свободного порта введут восьмидневный безвизовый режим. Изменение подарит дополнительные возможности для развития делового туризма в регионе. – Азиатские бизнесмены часто говорили нам, что главной преградой являются вовсе не административные барьеры, а невозможность беспрепятственно приезжать на территорию, – уточнил Сергей Нехаев. – Теперь они смогут приехать сюда на переговоры или с туристическими целями, как только возникнет необходимость. Где еще в мире действует режим свободного порта? В мире действует около 4,5 тыс. особых экономических зон, уточнил Александр Абрамов. Свободные порты действуют во многих государствах. Так, в соседнем Китае существует 14 подобных территорий (одна из самых известных и успешных располагается в Гонконге). – Специалисты Минвостокразвития сравнивали налоговые режимы, визовые режимы, таможенные процедуры, оформление таможенных грузов, ценовую политику в свободных портах разных стран, – заявил Сергей Нехаев. – В итоге был создан режим Свободного порта Владивостока. Наши условия привлекательнее многих других городов мира. МНЕНИЯ: Игорь Маламед, генеральный директор международного центра развития регионов: - Свободный порт станет благом для бизнеса. Предпринимателям облегчат налоговый и таможенный режим, создадут условия для привлечения рабочей силы. Таким образом, можно будет реализовать проекты, которые раньше казались невыполнимыми на территории Приморского края. В первую очередь от режима свободного порта, конечно же, выиграют те, кто занимается перевозками. Они получат возможность открыть новые порты или терминалы в действующих портах, смогут создать логистические центры. Думаю, что быстро «раскрутятся» проекты по перевозке транзитных грузов из Китая, тем более что предпосылки есть уже сейчас. Есть шанс развития и для тех, кто трудится в сфере промышленного производства, но сейчас невозможно учесть все факторы, чтобы сделать прогноз. Игорь Савинов, председатель Приморского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»: - Я думаю, что свободный порт окажется особо полезным для «нестоличных» муниципалитетов Приморского края вроде Надеждинского района и Находки. Во Владивостоке и сегодня не самые плохие условия для развития бизнеса, и вряд ли они заметно улучшатся в будущем. А вот в районах уровень совсем другой – там есть много «незанятых ниш», которые могут быть востребованы резидентами. До этого существовали проблемы низкого уровня потребления, производить на территории Приморского края было дорого. Режим свободного порта должен снять хотя бы часть проблем, а также предоставить лучшие условия для инвесторов. Многое будет зависеть от исполнения и реализации на месте, а также от того, насколько будут вовлечены местные производители.

Приморская газета