31.03.06

1 апреля импорт алкоголя в Россию будет остановлен

Скоро из магазинов исчезнут ликер Bailey's, ром Bacardi и другие любимые россиянами заграничные напитки. С завтрашнего дня весь импортируемый в Россию алкоголь должен быть снабжен акцизными марками нового образца. Но работать по-новому готовы лишь два из 126 поставщиков алкоголя. Остальные остановили импорт и подсчитывают убытки, которые могут достичь $700 млн.

Участники рынка характеризуют ситуацию одним словом безумие . Например, у Nemiroff крупнейшего поставщика водки в Россию нет информации, когда начнется выдача новых акцизных марок , говорит PR-директор компании Наталья Коновалова. Впервые, по сути, полностью останавливается импорт алкоголя , недоумевает Александр Романов из комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса (объединяет большинство крупных дистрибуторов). В нормальном режиме импортеры получают марки за месяц до поставки продукции в магазины. А теперь ввоз алкоголя со старыми марками запрещен с завтрашнего дня, новые марки есть далеко не у всех, а работать с ними могут единицы.

Дело в том, что с 1 января вступил в силу измененный закон О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции . Документ вводит новые марки: федеральные специальные для отечественного алкоголя и акцизные для импортного. На новые марки производители и дистрибуторы должны наносить специальный штрих-код, содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности, стране происхождения и даже правомерности использования товарного знака. Информация об обороте алкоголя с обновленными марками должна храниться в так называемой Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Чтобы новая система заработала, каждый производитель отечественного алкоголя и поставщик импортного должен закупить специальное оборудование и с его помощью подключиться к ЕГАИС, разработкой которой занималось подведомственное ФСБ ФГУП Атлас .

Чтобы получить акцизную марку, импортер должен отправить в уполномоченный таможенный орган заявку и перевести деньги на специальный счет, открытый ФТС. 1000 марок обходится в 1300 руб. Затем таможенный орган регистрирует заявление и размещает заказ импортера на фабрике Гознака. После того как марки по заказу импортера изготовлены, он в течение трех месяцев должен предоставить таможенникам справку об отсутствии таможенных задолженностей, а также банковскую гарантию, подтверждающую, что марки будут использованы. Получив марки, импортер должен дождаться еще одного подтверждения от ФТС с разрешением нанести штрих-код на марку, затем напечатать штрих-код и отправить марку на завод, где она будет приклеена на бутылку (это по закону должно происходить вне российской таможенной территории), рассказывает руководитель пресс-службы холдинга Винный мир Андрей Егоров.

Из-за нерасторопности чиновников, которые не успели утвердить подзаконные акты, регламентирующие выдачу марок, в январе оказалось полностью парализовано отечественное производство алкоголя. Теперь волна проблем докатилась до импортеров. Постановления и приказы, регламентирующие выдачу марок, уже подписаны, а вот работа ЕГАИС остается под вопросом.

Вчера на Центральной акцизной таможне в Москве Федеральная таможенная служба (ФТС) продемонстрировала журналистам запуск автоматизированной системы. По словам представителя ФТС, оборудование и программное обеспечение уже запущено в восьми уполномоченных таможенных органах в каждом федеральном округе, а также в Калининграде. Таможня к работе готова , уверяет он. Но из 126 импортеров алкоголя, по данным таможенников на вчерашний вечер, только 44 обзавелись оборудованием и программами для работы в ЕГАИС, а полностью настроена система была лишь в двух компаниях, в которых ее тестировали. Эти компании уже могут приступать к штрих-кодированию, остальные по мере готовности оборудования , говорит таможенник.

Новые марки, на которые должен наноситься штрих-код, по словам советника гендиректора по связям с общественностью объединения Гознак Натальи Никифоровой, уже отпечатаны: в адрес восьми окружных управлений отгружено около 97 млн марок (старых марок Гознак печатал в среднем по 80 млн в месяц). По данным ФТС, импортеры уже получили 40 млн марок, еще 60 млн таможенники обещают выдать по мере поступления заявок и 90 млн в ближайшее время должны поступить с Гознака.

Но даже если импортеры получат новые марки к завтрашнему дню, останется проблема подключения к ЕГАИС, работа которой пока не налажена , говорит Коновалова из Nemiroff. Эта компания отправила в Атлас заявку на покупку оборудования еще две недели назад, но пока ничего не получили, утверждает представитель компании.

В Санкт-Петербургском филиале ФГУП Атлас , занимавшемся разработкой ЕГАИС, получить комментарии не удалось: и руководитель филиала, и ответственный разработчик находятся в командировке. Но и после отладки ЕГАИС на восстановление поставок с Украины потребуется минимум месяц, а из дальнего зарубежья 2-3 месяца, говорят участники рынка.

Уже три недели назад некоторые поставщики говорили, что придерживают алкоголь на складах, чтобы поставки в престижные торговые точки были бесперебойными, рассказывает Романов из Ассоциации европейского бизнеса. По подсчетам Егорова из Винного мира , совокупные потери поставщиков и продавцов импортного алкоголя могут достигнуть $700 млн: это ущерб от зависшего на границе товара, необходимости забирать из сетей алкоголь со старыми марками и реэкспортировать его и др. Верит в эту цифру и Романов. В худшем случае, если запасы на складах закончатся, а продукция с новыми марками не начнет поступать, Nemiroff может потерять примерно $22-26 млн в месяц , говорит Коновалова.

Продавать бутылки со старыми марками закон разрешает до 1 июля. Но торговые сети готовятся к кризису уже сейчас. Обычно магазины держат у себя 2-3-недельный запас алкоголя, рассказывает Александр Бархатов, директор по коммуникациям сети Перекресток . По его словам, хотя сеть и пытается подготовиться к решению проблемы заранее, проблемы будут у всех , ведь замены импортному алкоголю нет. Складских запасов в зависимости от категории товара хватит от недели (по ходовым позициям вроде Bailey's, Bacardi и Martini) до месяца (чилийские вина) , соглашается пресс-секретарь Патэрсона Надежда Синюк.

Чтобы не рисковать, ритейлоры уже возвращают алкоголь со старыми марками поставщикам. Мы вернем дистрибуторам всю не реализованную к 1 июля продукцию , предупреждает гендиректор компании Городской супермаркет (управляет сетью Азбука вкуса ) Владимир Садовин. Такой возврат предусмотрен договорами, товар будет признан несоответствующим , объясняет Бархатов.

Чтобы продать возвращенный товар со старыми марками, законопослушные поставщики вынуждены будут реэкспортировать его и наклеить новые марки за границей, напоминает Егоров. Но дистрибуторы, скорее всего, просто выкинут товар на открытые рынки, а там он будет продаваться из-под полы , подозревает Бархатов.

Ведомости 31.03.06