26.01.06

26 января Международный день таможенника

26 января таможенники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. 26 января 1953 г. в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, который в 1994 году получил свое нынешнее имя - Всемирная таможенная организация (ВТО). А сам праздник появился в календарях в 1983 году. Его празднуют более 800 тыс. человек такова общая численность таможенников во всем мире. Российская таможенная служба является одной из крупнейших и насчитывает около 68 тысяч человек.

ВТО объединяет 169 государств мира. Российская Федерация является членом ВТО с 1992 года, активно работая в качестве постоянного члена Политической комиссии и Финансового комитета ВТО. В Москве действует Региональный узел связи ВТО по правоохранительной деятельности. На базе Российской таможенной академии открыт Региональный учебный центр ВТО. В течение двух лет Российская Федерация избиралась вице-президентом Всемирной таможенной организации координатором Европейского региона. В качестве заместителя председателя Всемирной таможенной организации Россия в минувшем году провела вторую конференцию глав таможенных служб европейского региона, в которой приняли участие представители 45 стран.

В 2005 г. важнейшим событием в международной жизни таможенных служб всех стран явилось принятие Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (РСБ). Стандарты разрабатывала Стратегическая группа высокого уровня ВТО, в которую входит Россия, представленная Федеральной таможенной службой. На 105/106 сессии Совета ВТО в июне 2005 г. Рамочные стандарты были одобрены представителями таможенных служб 166 государств-участников ВТО. В ходе сессии руководителем ФТС России было подписано и вручено Генеральному секретарю Организации Письмо о намерении Российской Федерации реализовывать эти стандарты, многие из которых нашли отражение в Концепции развития таможенной службы на период до 2010 года. Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ по поводу принятия стандартов заявил следующее: 23 июня 2005 г. стал реальностью кардинально новый уровень безопасности мировой торговли благодаря единодушному принятию Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли. Этот уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов. Перед нами лежит новый путь. Международное таможенное сообщество принимает вызов времени. Открыта новая страница истории . В настоящее время Секретариат ВТО совместно со стратегической группой высокого уровня разрабатывает План внедрения Рамочных стандартов.

19 января 2006 г. генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб стран СНГ в Петербурге и рассказал им о целях и принципах РСБ, а также о том, что надлежит предпринять национальным администрациям для их внедрения.

Этих принципов четыре: предварительный обмен данными в электронном виде с таможенными службами торгующих стран для того, чтобы принять решение по товарной партии, которая еще находится в пути; создание системы анализа и управления рисками; оснащение границы современными инспекционно-досмотровыми комплексами для неинтрузивного контроля, а также обнаружения радиации; налаживание прочных партнерских отношений с бизнес-сообществом и создание льготного режима для тех компаний, которые возьмут на себя соблюдение стандартов безопасности.

ФТС России ведет работу по указанным направлениям в рамках Концепции развития Таможенной службы и Федеральных целевых программ: идет подготовка к внедрению системы интегрированного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу; ведется работа над созданием единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для осуществления контроля внешнеторговой деятельности; ведется работа по созданию в структуре таможенных органов РФ Операционного Центра для обработки информации и принятия решений.

Важным направлением международной деятельности таможенной службы России является работа по сближению основных таможенных документов России и ЕС. В рамках реализации концепции Общего европейского экономического пространства Российская таможенная служба активно взаимодействует с Комиссией европейских сообществ (КЕС). После проведенных консультаций выявлены основные расхождения между российской грузовой таможенной декларацией (ГТД) и европейским единым административным документом (ЕАД). Предполагается, что в текущем году подготовительная работа будет завершена и с 1 января 2007 г. будет введена новая форма грузовой таможенной и транзитной декларации, унифицированная с бланком ЕАД. На этой же основе предполагается выстроить и новую автоматизированную систему контроля транзита товаров в РФ.

В преддверии Международного дня таможенника российская таможенная служба традиционно подводит некоторые итоги своей работы.

В 2005 г. таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2,102 триллиона рублей (74,4 млрд. долл. США), что на 882,7 млрд. рублей больше, чем в 2004 г. (1,219 трлн. рублей, или 42,47 млрд. долл.). Каждый день в казну государства таможенники перечисляли почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечили 42% доходной части бюджета.

Рост платежей достигается не только за счет расширения внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту. Динамика взимания таможенных платежей за 2005 год показывает ежемесячное увеличение поступлений таможенных платежей при импорте. Так, в 2005 г. импортные платежи достигли 750,3 млрд. рублей (26,5 млрд. долл.), что на 186,4 млрд. рублей превышает сумму перечислений импортных платежей в 2004 г. Причем в отличие от предыдущих периодов главной причиной этого роста является не увеличение физических объемов импорта, а увеличение средней стоимости декларируемых товаров в связи с предпринятыми ФТС России действиями по контролю заявления таможенной стоимости и достоверности декларирования товаров.

О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. 19,2 млн.).

Важнейшим событием минувшего года стало одобрение Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов до 2010 года. Цель Концепции создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности. Реализация Концепции предполагает в обязательном порядке единообразие применения законодательства на всей территории России, соблюдение универсальных принципов Всемирной таможенной организации (ВТО) и принципов, заложенных в Рамочных стандартах безопасности и облегчения торговли.

В настоящее время завершается разработка конкретного Плана мероприятий по реализации концепции, просчитываются необходимые для этого финансовые затраты, а также выраженная в цифрах отдача от реализации концепции для всей экономики страны, влияние на макроэкономические показатели. В самое ближайшее время План мероприятий будет вынесен на обсуждение в Минэкономразвития и Минфин.

Принципы и задачи, заложенные в Концепцию, станут основой работы таможенных органов России в наступающем году и в последующие годы.

Заканчивающийся год прошел под знаком приоритетного развития информационных технологий, их интенсивного освоения личным составом таможенных органов на всех уровнях и их внедрения во всех регионах России.

Если в 2004 г. был сделан первый шаг на пути перехода от эксперимента к практическому применению электронного декларирования, то к концу 2005 г. эта технология из экзотики превратилась в широко применяемый инструмент таможенного оформления во всех регионах России. В настоящее время 86 таможенных органов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, и число их увеличивается с каждым днем (в 2004 г. 15). К настоящему времени с применением электронной формы декларирования оформлено 17700 грузовых таможенных деклараций, ею пользуются более 250 компаний. В будущем году планируется довести количество таможенных органов, подключенных к этой системе до 130, а к 2008 г. участники внешнеэкономической деятельности получат возможность представлять сведения в электронном виде в любом месте, где проводится таможенное оформление.

Внедрение электронного декларирования уже сейчас привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния человеческого фактора. В среднем время проверки одной электронной декларации составляет 30 минут. Электронный документооборот используется и в таких успешных начинаниях таможни, как Зеленый коридор на границе с Финляндией, Калининградский транзит . Помимо внедрения электронного декларирования в истекшем году создана принципиально новая информационная система мониторинга и анализа, позволяющая в режиме реального времени отслеживать процессы таможенного оформления по всей номенклатуре перемещаемых товаров.

С 1 января 2006 г. на всех таможенных постах в автоматизированном режиме заработала система управления рисками (СУР). Это явилось результатом целенаправленной и энергичной работы, проводившейся в течение всего 2005 года. Сегодня можно утверждать, что СУР прочно интегрирована в таможенный контроль на всей территории Российской Федерации.

С внедрением автоматизированного режима СУР задан полностью формализованный алгоритм действий таможенника при выявлении риска, исключен фактор принятия им субъективного решения. Профили риска (их сейчас около 100) в автоматическом режиме формируют электронные регламенты действий каждого таможенного инспектора в отношении к каждой декларации. Ни одно действие, не прописанное в профиле риска, не может быть выполнено инспектором.

В 2005 г. в результате применения СУР достигнуты следующие результаты: среднее число таможенных досмотров снизилось с 80% в начале года до 24% в конце. Дополнительно начислено более 7,5 млрд. рублей. Возбуждено почти 3,5 тысячи дел об административных нарушениях, начислено штрафов на сумму около 135 млн. рублей.

Цель системы управления рисками создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров и транспортных средств исходя из принципа выборочности. Одновременно система управления рисками способствует облегчению и ускорению таможенных процедур для законопослушных участников ВЭД.

Федеральная таможенная служба продолжала энергичную работу по созданию таможенной инфраструктуры. При этом обустройство границы и управление ею переходит на иной качественный уровень.

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало начало ее оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств. До сих пор такой техники в России не существовало. На МАПП Троебортное завершены пуско-наладочные работы на первом в России ИДК. В 2006 г. планируется установить три комплекса на финской и латвийской границе в рамках проекта Всемирного банка. В целом же в соответствии с Концепцией развития таможенных органов предполагается в течение ближайших пяти лет разместить на границе 72 стационарных и мобильных ИДК.

Контроль за исполнением таможенного законодательства стал одним из важнейших направлений работы в текущем году.

Данная задача была сформулирована в ежегодном послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. Постановка такой задачи потребовала от таможенных органов изменения подходов к организации своей деятельности. Этому вопросу в 2005 г. уделялось особое внимание со стороны руководства ФТС России и региональных управлений. Соблюдение таможенного законодательства и защита ими государственных интересов в судах неоднократно обсуждалось на совещаниях и коллегиях ФТС России и региональных таможенных управлений.

Коллегия ФТС России определила укрепление законности в правоприменительной практике в качестве приоритетной задачи таможенных органов Российской Федерации. В Решении коллегии, в частности, записано: Требования к таможенным органам в правовом государстве, стремящемся стать полноправным цивилизованным партнером в мировом сообществе, исключают любую подмену правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы благими целями такие меры не были продиктованы .

Предпринимаются серьезные усилия по недопущению нарушений норм процессуального законодательства, в частности таможенного, должностными лицами таможенных органов.

Укрепляется и расширяется осуществление ведомственного контроля, то есть выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами.

В результате проводимой работы имеются первые результаты. Количество судебных дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов по искам, предъявленным к таможенным органам в 2005 г. уменьшилось на 8% по сравнению с 2004 г.

ФТС России начала планомерную работу, направленную на усиление контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и радиоэлектроники, пресечению их незаконного импорта. О повышении качества таможенного администрирования в данной сфере свидетельствует отчетливая тенденция к росту зарегистрированного импорта в Россию электробытовой техники и радиоэлектроники.

В целом в 2005 г. импорт электробытовой техники и бытовой радиоэлектроники составил 4,2 млрд. долл., увеличившись по стоимости в 2,1 раза. При этом особо впечатляющими темпами рос официально зарегистрированный ввоз мобильных телефонов. По данным таможенной статистики, их ввоз по стоимости вырос в 20 раз, цветных телевизоров в 2,1 раза (с жидкокристаллическим и плазменным экраном в 2,6 раза), видеозаписывающей аппаратуры, бытовых холодильников, морозильников в 1,7 раза. Удельный вес мобильных телефонов в общем стоимостном объеме ввоза электробытовой техники и бытовой радиоэлектроники составил 36,4%, тогда как в 2004 г. этот показатель был равен всего лишь 3,9%. В 2005 г. в Россию было официально завезено 15,5 млн. штук мобильных телефонов. Это в 6 раз больше, чем в 2004 г. Все это свидетельствует в первую очередь о том, что данные товары стали декларироваться под своими наименованиями, растет средняя стоимость, по которой они декларируются. Такие результаты достигнуты благодаря действенным и кардинальным мерам, принимаемым ФТС России, как в части сбора детальной информации о стоимости электроники, бытовой техники, мобильных телефонов, компьютерных комплектующих различных фирм-производителей, так и активизации действий правоохранительного блока таможенной службы по пресечению нелегальных каналов воза данных товаров.

В настоящее время в ФТС России представлены прайс-листы 60 компаний-производителей. Использование этой информации позволяет организовать контроль таможенной стоимости товаров с учетом марок, артикулов, параметров и других технических показателей, что существенным образом повышает собираемость таможенных платежей. Работа по данному направлению будет продолжена в 2006 году.

Борьба с контрабандой наркотических средств, оружия и боеприпасов, культурных ценностей является одной из основных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации. Прошедший год прошел под знаком заметного роста эффективности работы правоохранительных подразделений таможенных органов.

В 2005 году таможенными органами возбуждено 3262 уголовных дел, что на 23%, то есть почти на четверть, больше, чем в 2004 г. (2653 дела). Характерно при этом, что подавляющая их часть 2847 (на 33% больше, чем в 2004 г.) возбуждены по ст. 188 УК РФ, то есть по тяжкому преступлению, каким является контрабанда. По уголовным делам, возбужденным в 2005 г., пресечено незаконное перемещение товара на сумму 6,1 млрд. руб., что почти втрое превышает показатель 2004 г. 2,3 млрд. рублей.

Пресечены попытки нелегального перемещения через таможенную границу России около 287 кг драгоценных металлов (в 2004 г. 70 кг), около 7 тысяч карат драгоценных камней (194 карата) и более 20 кг полудрагоценных камней (90 кг), 852 тысячи объектов интеллектуальной собственности (30 тысяч), 1675 предметов, представляющих культурную и историческую ценность (1400).

В рамках межведомственных специальных операций Арсенал , Вихрь-Антитеррор , Наемник и других изъято более 30 кг взрывчатых веществ, свыше 3 тыс. единиц боеприпасов, 139 единиц, относящихся к военной технике и вооружению. В 2005 году российскими таможенниками в результате комплекса мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, пресечено более 1400 фактов их незаконного перемещения. При этом в общем объеме задержаний растет доля сильных наркотиков. Так, в 2005 г. из оборота изъято: более 1133 кг героина (в 2004 г. 550 кг), около 142 кг опия (77), а также 1,5 тонны марихуаны, свыше 74 кг кокаина, 67,5 кг гашиша. Общий объем задержанных наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ составил более 6 тонн. В 2005 г. таможенными органами организовано и проведено 59 контролируемых поставок международного и межрегионального уровня, в результате которых изъято более 350 кг наркотиков, а также задержаны и привлечены к уголовной ответственности члены преступных группировок, причастные к незаконному обороту наркотиков.

Была продолжена практика проведения специальных целевых и комплексных международных и межведомственных операций. В числе наиболее результативных и масштабных можно отметить специальные операции под кодовыми названиями Апрельский марш , Мак , Поезд , а также Канал-2005 . Всего таможенные органы во взаимодействии с российскими и зарубежными коллегами, приняли участие в организации и проведении 14 подобных операций.

Пресс-служба ФТС РФ 26.01.06