03.10.18

289-ФЗ: наиболее важные изменения для участников ВЭД

Евгений Иванович Рябцев, первый заместитель начальника Сахалинской таможни; Ирина Вячеславовна Колоскова, заместитель начальника Сахалинской таможни

Доклад Е. И. Рябцева на публичном обсуждении правоприменительной практики ДВТУ, 27 сентября 2018 г.

В настоящем выступлении будет освещён ряд положений нового федерального закона о таможенном регулировании, связанных с порядком совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, временным хранением и таможенным декларированием товаров.

Статьёй 85 Закона определены таможенные операции при прибытии товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Союза, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.

Так пунктом 2 Закона определён момент доставки товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, в место ввоза (прибытия) на территорию Российской Федерации, которым является время завершения мероприятий по осуществлению пограничного контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу Российской Федерации. В пункте 3 указанной статьи установлены сроки, в которые перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на территорию Российской Федерации:

  1. в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, - в течение одного часа с момента постановки воздушного судна в место стоянки в аэропорту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа;
  2. в отношении товаров, перевозимых водным транспортом, - в течение трех часов с момента постановки водного судна к причалу или на якорную стоянку в порту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа;
  3. в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, - в течение четырех часов с момента постановки железнодорожного состава в зоне таможенного контроля в пункте пропуска, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение четырех часов с момента наступления времени начала работы таможенного органа.

Для таможенных органов положения указанной статьи определяют в время, в течение которого осуществляется регистрация таких уведомлений:

  • в течение десяти минут с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших автомобильным и железнодорожным транспортом,
  • в течение двадцати минут – с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших воздушным транспортом,
  • в течение тридцати минут – с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших водным транспортом.

Этой же статьёй Закона установлены сроки совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, размещением на временное хранение либо с обратным вывозом с таможенной территории Союза прибывших на такую территорию товаров, в зависимости от вида транспорта.

Такие операции должны быть совершены:

  1. в течение трех часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии в отношении товаров, прибывших автомобильным транспортом;
  2. в течение двенадцати часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии в отношении товаров, прибывших воздушным и железнодорожным транспортом;
  3. в отношении товаров, прибывших водным транспортом,
  • в случае совершения таможенных операций без выгрузки товаров таможенные операции в месте ввоза (прибытия) товаров совершаются в течение двенадцати часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии товаров,
  • в случае выгрузки (перегрузки) товаров в морском (речном) порту - в течение двенадцати часов с момента выгрузки товаров.

Перечень мест временного хранения (статья 90 Закона) по сравнению с 311-ФЗ дополнен:

  • территорией свободного склада;
  • участком акватории морского (речного) порта, расположенный в пределах пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в месте доставки товаров (указанное место временного хранения предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. № 1366);
  • местом постоянного или временного проживания (пребывания), заявленное иностранным физическим лицом, осуществившим ввоз товаров и имеющим намерение переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получить статус беженца или вынужденного переселенца;
  • складом магазина беспошлинной торговли в отношении товаров, заявленных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Законом расширен круг лиц, имеющих право выступать декларантом товаров. Согласно статье 100 Закона кроме лиц, указанных в статье 83 Кодекса ЕАЭС декларантом товаров может быть:

  • российское лицо, являющееся стороной сделки, заключенной между российскими лицами либо между российским лицом и лицом другого государства - члена Союза в случае применения временного периодического декларирования либо при перемещении товаров трубопроводным транспортом,
  • иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, в случае перемещения таким иностранным лицом товаров через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства - члена Союза, если иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - без привязки к таможенной процедуре, под которую помещаются товары.

В соответствии со статьёй 111 Закона произошли изменения, касающиеся случаев условного выпуска товаров. Условно выпущенными товарами являются товары: указанные в пункте 1 статьи 126 Кодекса ЕАЭС.

  1. Таковыми являются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

- применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

- соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров;

- применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС.

  1. Компоненты товара, ввозимые отдельными товарными партиями в несобранном или разобранном виде, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
  2. Иные товары в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации (ПП до настоящего времени не издано).

Таким образом, в иных случаях товары не подлежат условному выпуску.

Отмечаем, что ранее товары, помещённые под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, являлись условно выпущенными.

В части применения таможенных процедур отмечаем следующие моменты.

Закон (статьи 125, 136, 148) обязывает лиц, получивших разрешение на переработку (на таможенной территории, вне таможенной территории, для внутреннего потребления) для продления срока переработки осуществлять подачу мотивированного заявления не позднее десяти рабочих дней до истечения установленного срока переработки товаров.

Кроме того, следует обратить внимание, что Законом предусматривается, что таможенный орган вправе отказать в продлении срока переработки в случае, если заявление о продлении срока переработки товаров на таможенной территории подано после истечения срока переработки товаров.

В статьях 167 и 171 Закона, регламентирующих вопросы применения таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза, предусмотрена возможность подачи заявления о продления сроков действия данных таможенных процедур как до истечения установленного срока, так и в течение 1 месяца после его истечения. При этом, предусматривается право таможенного органа отказать в продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза в случае подачи заявления о продлении срока после истечения указанных сроков.

Срок рассмотрения таможенным органом заявлений о продлении сроков указанных таможенных процедур Законом сокращён с 10 до 5 рабочих дней.

Для помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения статья 180 Закона обязывает декларантов до подачи декларации подавать в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в произвольной письменной форме уведомление о намерении помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения с приложением заверенной в установленном порядке копии заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на выдачу заключения о возможности уничтожения иностранных товаров (Росприроднадзор) или нотариально заверенной копии соответствующей лицензии на проведение операций по уничтожению (утилизации) товаров, выданная специализированной организации, с которой декларантом заключен договор на уничтожение товара.

Предварительное уведомление таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, предусматривается статьёй 184 Закона и в случае намерения поместить товары под таможенную процедуру отказа в пользу государства. В данном случае к уведомлению прилагается заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства (Росимущество), подтверждающее, что расходы, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Кроме того, Законом определено, что в товар, помещенный под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежит передаче таможенному органу в течение трех дней с даты выпуска товара по акту приема-передачи. В случае, если декларант не осуществил передачу товаров таможенному органу в указанный сроки, таможенный орган аннулирует выпуск товаров.

Статьёй 201 Закона определён порядок выдачи разрешения на временную выгрузку либо передачу припасов на таможенной территории: набор сведений, которые должны содержаться в заявлении перевозчика, срок рассмотрения и условия выдачи такого разрешения. Законом предусматривается разработка Федеральной таможенной службой РФ форм, форматов и структур заявления на выгрузку (передачу) припасов, решения таможенного органа о разрешении или об отказе на выгрузку (передачу).

Законом (статьёй 209) предусмотрены положения, согласно которым иностранные товары, ввезенные в Российскую Федерацию и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с соглашением о разделе продукции, при перемещении между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок, сооружений, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в отношении которых Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией, не подлежат помещению под иную таможенную процедуру и перемещаются без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений. Данные положения и условия их применения определены в статье 209 Закона.

Доклад И. В. Колосковой на публичном обсуждении правоприменительной практики ДВТУ, 27 сентября 2018 г.

Достаточно много изменений коснулось раздела II Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. Отмечу некоторые моменты касательно данного раздела, изложенные в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее по тексту – Закон). Это нововведения в сфере использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей (ст. 35, 36 Закона) и возврата излишне уплаченных и взысканных таможенных платежей с применением Единого лицевого счета (ст. 67-70 Закона).

Изменения в администрировании таможенных платежей в части возвратов. Существенно сократятся сроки возвратов:

  • по авансовым платежам и денежному залогу – до 10 рабочих дней;
  • по излишне уплаченным/взысканным таможенным платежам – до 3-х рабочих дней.

Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней, со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше это было 30 дней.

Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары (КДТ), корректировки таможенного приходного ордера, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты.

Федеральный закон предусматривает переход на электронный документооборот не только во время декларирования товаров, но и в течение всего периода взаимодействия с таможенными органами. В частности, это касается направления (получения) Уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и подачи заявлений на возврат.

Также в документе вводится понятие «личный кабинет» и определяется порядок пользования им.

Количество документов, подаваемых в связи с заявлением о возврате денежных средств, сократиться с 6 до 1.

При возврате денежных средств будет происходить переход от бумажного документооборота к подаче документов и заявлений в электронном виде. Плательщик будет подавать только заявление на возврат, содержащее все необходимые сведения, а таможенные органы самостоятельно проверят эти сведения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. В первую очередь это относится к информационному обмену ФТС России с ФНС России и кредитными организациями.

Положения раздела II Закона в части организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков применяются с 1 января 2019 года.

Изменения в администрировании таможенных платежей в части уплаты авансовых платежей. Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней).

Срок предоставления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (ч. 6 ст. 35 Закона) теперь составляет 20 дней (ранее было 30) со дня, следующего за днем получения заявления (не более чем за 3 года). Заявление может быть подано как на бумажном носителе, так и в электронном виде, подписано усиленной электронной подписью и направлено через Личный кабинет.

Сведения, которые должен содержать отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (ст. 35 Закона):

  • о суммах поступивших авансовых платежей;
  • о суммах авансовых платежей, израсходованных на уплату таможенных и иных платежей;
  • о суммах авансовых платежей, возвращенных лицу:
  • новое: об остатке авансовых платежей, не израсходованных на уплату таможенных платежей и денежный залог

Изменяются сроки уплаты таможенных сборов за таможенные операции. В соответствии с п. 1 ст. 43 Закона Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены до выпуска товаров. Ранее, таможенные сборы за таможенные операции уплачивались одновременно с подачей таможенной декларации.

Изменения в администрировании таможенных платежей в части исполнения обязанности по уплате. Частями 2, 3. ст. 30 Закона предусмотрена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных платежей иными лицами: «При взыскании таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в порядке, определенном главой 12 Закона, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком или лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Иные лица не вправе требовать возврата уплаченных за плательщика или лицо, несущее с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Ст. 30 также применяется со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС.

Изменения в администрировании таможенных платежей в части обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Расширен перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: (ч. 3 ст. 55 Закона):

  • п. 6: возможность использования освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения по уплате (с 1 января 2019);
  • п. 7: не предоставляется обеспечение для товаров, ввозимых с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках СРП;
  • п. 8: Не предоставляется обеспечение в отношении товаров, по которым размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей не превышает суммы, эквивалентной 500 евро.

Изменения в порядке начисления пени. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (п. 8 ст. 72 Закона). Расширен перечень случаев, когда пени не подлежат начислению (п. 19 ст. 72 Закона). Отмечу отдельно пп. 4 п. 19 ст. 72 Закона, пени не начисляются, если обязанность по уплате таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров в соответствии со статьей 121 Кодекса ЕАЭС (выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров) обеспечена денежным залогом на сумму такого денежного залога.

Применение различных ставок пени, в зависимости от случая неисполнения обязательства по уплате таможенных платежей специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Пунктом 10 статьи 72 Закона установлено, что ставка пени принимается равной 1/360 ключевой ставки ЦБ, действующей на день ее применения (подробнее см. слайд № 6 презентации).

Все приведенные изменения либо нововведения касались в большей своей части администрирования уплаты таможенных платежей в той или иной части. Это вызвано, в том числе, и переходом на ЕЛС. Информируем участников ВЭД, которым открыт единый лицевой счет на уровне ФТС России, а также таможенных представителей о вступлении в силу приказа ФТС России от 24 августа 2018 г. № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (далее – приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329). Указанный приказ содержит ряд положений, ранее закрепленные в приказе ФТС России от 22 августа 2016 г. № 1617, который с 13 сентября 2018 года утрачивает силу.

Обращаем внимание на новые положения приказа ФТС России от 24.08.2018 № 1329 для юридических лиц, которым открыт единый лицевой счет.

  • Информация о дате начала администрирования единых лицевых счетов юридических лиц с 13.09.2018 размещается в сервисе «Лицевой счет» личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности на официальном сайте ФТС России.
  • Изменяется перечень таможенных органов, осуществляющих администрирование единых лицевых счетов плательщиков (подробнее см. слайд № 7 презентации). C 13.09.2018 г. ДВТУ осуществляет возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами, а также предоставляет отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • Упрощается порядок возврата плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также денежного залога. Возврат указанных денежных средств будет осуществляться в форме их зачета в счет авансовых платежей без представления плательщиком соответствующего заявления.
  • Упрощается порядок уплаты таможенных и иных платежей при декларировании товаров с использованием единого лицевого счета.

Отдельная информация для таможенных представителей:

С учетом подпункта 46 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 положения приказа ФТС России от 24.08.2018 № 1329 предоставляют возможность осуществлять уплату таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по кодам бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов. (подробнее см. слайд № 8 презентации).

  • Открытие единых лицевых счетов таможенным представителям без подачи ими соответствующего заявлений в ФТС России. С 13.09.2018 открываются лицевые счета всем юридическим лицам, включенным в реестр таможенных представителей, которые позволят всем таможенным представителям осуществлять уплату таможенных и иных платежей в отношении декларантов, которым уже открыт единый лицевой счет. Данная возможность не прекращает возможность использования таможенными представителями лицевых счетов, открытых в таможенных органах для осуществления уплаты таможенных и иных платежей в отношении декларантов, которым еще не открыт единый лицевой счет.
  • Возможность открытия единых лицевых счетов декларантам без подачи ими соответствующего заявлений в ФТС России. Начиная с конца сентября 2018 года предполагается поэтапный перевод плательщиков на единые лицевые счета в соответствии с местом налоговой регистрации плательщика исходя из идентификационного номера налогоплательщика (далее -ИНН), содержащегося в отношении данного лица в ЕГРЮЛ (первые два символа ИНН (ХХ* * * * * * * *). В первую очередь предполагается осуществлять перевод на единые лицевые счета плательщиков, ИНН которых начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81.

Информация о дальнейшем переводе на единые лицевые счета плательщиков будет размещаться на официальном сайте ФТС России.

При этом для плательщиков, изъявивших желание открыть единые лицевые счета до поэтапного перевода плательщиков на единые лицевые счета в соответствии с местом налоговой регистрации возможен заявительный порядок их открытия.

Немногочисленные изменения коснулись и направления классификации, страны происхождения товаров и контроля таможенной стоимости. Так, новым законом сокращены сроки выдачи предварительных решений о классификации товара: 60 дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения. Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления.

Ещё можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Порядок принятия и выдачи предварительного решения, включающий в себя условия и случаи выдачи предварительного решения, сроки его действия, а также порядок принятия решения о прекращении действия предварительного решения устанавливает также федеральный орган исполнительной власти. В настоящий момент данных порядков нет. Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.

На этом полагаем возможным завершить общий обзор положений Закона. В завершение отметим, что Законом предусмотрен ряд изменений в положениях, регламентирующих условия деятельности лиц в области таможенного дела (в частности таможенных представителей, владельцев магазинов беспошлинной торговли).

"Альта-Софт"