12.08.08

500 кг исков

Таможня требует от «Автотора» платить пошлины за комплектующие как за готовый автомобиль. Требования и штрафы к компании возросли до 7 млрд руб., но суд на стороне «Автотора»

Это 552 требования о возмещении таможенного платежа и уплате штрафов и пени. Из них 272 успешно оспорены в Арбитражном суде Калининградской области, в том числе 248 — в апелляционной и 154 — в кассационной инстанциях в Санкт-Петербурге, говорит Горбунов. Все инстанции принимают решения в пользу «Автотора», утверждает он. «На сопровождение этих исков мы потратили уже 500 кг бумаги, а требования продолжают поступать», — жалуется Горбунов.

В ответе Калининградской таможни «Ведомостям» говорится, что она выставила 427 требований на сумму 4,48 млрд руб. и пени на 417 млн руб., все заявления «Автотора» об обжаловании этих требований объединены в 32 арбитражных дела. Свою позицию таможня не комментирует. Вместе со штрафами по делам об административном правонарушении, которые составляют половину от суммы каждого требования, общая сумма составляет 7,1 млрд руб., комментирует Горбунов.

В базе данных решений арбитражных судов России «Ведомости» нашли 19 решений Арбитражного суда Калининградской области, принятых в пользу «Автотора». Из них 16 успешно выдержали апелляцию, а четыре — кассацию.

Как следует из решения суда по одному из исков, таможня считает, что «Автотор» неверно декларировал комплектующие для автомобилей Kia и Chevrolet: если завод одновременно ввозит набор деталей, из которых можно собрать автомобиль, то их нужно декларировать как готовый автомобиль в разобранном виде, руководствуясь так называемым «правилом 2а» таможенных правил. То есть «Автотор», который беспошлинно ввозит комплектующие для сборки всех своих автомобилей по закону об особой экономической зоне Калининградской области, должен платить пошлину за каждый машинокомплект как за готовый автомобиль (в среднем 25%). Суд удовлетворил иск «Автотора», требующего отмены решений таможни, напомнив, что Федеральная таможенная служба (ФТС) в феврале 2005 г. приняла «предварительные решения» о классификации этих деталей по отдельности и доказательств ошибочности этих решений у таможни нет.

Позиции «Автотора» в этом деле сильнее, считает юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Владимир Чикин, ведь обязательному к исполнению решению ФТС с пятилетним сроком действия таможня противопоставляет всего лишь возможность иной интерпретации «правила 2а». В таможенной практике «правило 2а» — это право декларанта заявить товар в несобранном виде как готовый товар, добавляет он, а таможня хочет принудить «Автотор» к тому, чтобы он этим «правом» воспользовался, даже если это для него невыгодно.

Ведомости; 12.08.2008