75 лет Выборгскому железнодорожному таможенному посту
Современная история Выборгского железнодорожного поста началась в послевоенное время. Пассажирская группа Выборгской таможни была сформирована 31 октября 1945 года. Небольшой коллектив из шести человек располагался в здании железнодорожного вокзала на станции Выборг, построенном в 1869 году.
Историческая же дата открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург – Гельфсингфорс по императорскому рескриптуАлександра II приходится на 1870 год.
Существующее здание железнодорожного вокзала построено в 1953 году на месте прежнего, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
До середины пятидесятых годов через железнодорожную станцию Выборг в Финляндию два раза в неделю ежедневно курсировала пара поездов в составе двух–трех пассажирских и одного почтового вагона.
В 1980 году во время проведения Олимпийских игр в Москве через советско-финскую границу проследовал небывалый для нашей страны поток иностранных спортсменов и туристов. Для удобства пассажиров оформление ручной клади проводилось непосредственно в вагонах по пути следования поезда от станции Лужайка до станции Выборг, а также во время стоянки на вокзале. При выезде из Советского союза оформление осуществлялось в обратном порядке. Именно тогда, в 80-е годы закладывались принципы, которые сейчас успешно реализованы в технологии контроля высокоскоростного поезда «Аллегро» и скорого поезда «Лев Толстой».
В 1989 году пассажирская группа была переименована в пассажирский отдел, который в 2002 году приобрел статус таможенного поста, а в 2003 году таможенный пост получил наименование Выборгский железнодорожный таможенный пост, которое он носит и сейчас.
В период с 2006 по 2010 годы таможенный пост принял активное участие в проекте запуска высокоскоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Государственный контроль первого коммерческого рейса поезда «Аллегро» таможенники осуществили 12 декабря 2010 года. Рекордное количество - 653 тысячи пассажиров проследовало в 2019 году.
Таможенники проводят работу в строго регламентированное время – 55 минут (время следования высокоскоростного поезда «Аллегро» между ЖДПП Выборг и ЖДПП Санкт-Петербург–Финляндский).
В конце 2012 года в составе международного поезда «Лев Толстой» сообщением Москва – Хельсинки – Москва в первый рейс отправился вагон-автомобилевоз с четырьмя легковыми автомобилями на борту. Сегодня вагон-автомобилевоз в год перемещает от 200 до 400 транспортных средств, принадлежащих пассажирам.
Таможенный пост стабильно удерживает позиции передового коллектива. Он является полигоном для внедрения новых технологий, здесь ведется активная работа по расширению перечня таможенных операций для увеличения спектра таможенных услуг для пассажиров международных поездов.
За всю полуторавековую историю железнодорожные составы на участке между Россией и Финляндией всего трижды прекращали свое курсирование: в 1919 году во время Гражданской войны, советско-финской и Великой Отечественной войн и с марта 2020 года из-за пандемии коронавирусной инфекции.
В настоящее время коллектив таможенного поста сохраняет свой кадровый потенциал. Должностные лица продолжают нести службу в других подразделениях Выборгской таможни, где требуется их помощь и с нетерпением ждут возвращения к своей привычной работе!
Пресс-служба СЗТУ