03.02.10

7 правил работы с таможней

Как, не нарушая закон, импортировать товары быстро и без проблем

Электронный документооборот — Контроль документов от поставщиков — Предварительное декларирование — Подтверждение стоимости груза — Сотрудничество с таможней — Оценка рисков — Отстаивание своих интересов.

Таможенное оформление грузов — головная боль для любой компании, которая занимается импортом. Для того чтобы товар проходил таможню быстро и без проблем, требуются, как деликатно сказал один из опрошенных Forbes предпринимателей, «дополнительные усилия». Forbes опросил компании, которым по роду деятельности приходится много взаимодействовать с таможней, и узнал, как можно легально оптимизировать работу.

Электронный документооборот

Шведская ИКЕА импортирует около 10 000 наименований из 50 стран мира от 1200 отправителей. Как ускорить оформление? Сразу же после того, как разработан новый товар, информация о нем поступает в систему электронного документооборота ИКЕА. Там товар описывается с учетом требований российского законодательства в области таможенного оформления и сертификации продукции, ему присваивается код ТН ВЭД, который будет использоваться при всех последующих поставках. Это дает возможность автоматического заполнения декларации и контроля «готовности» артикула к импорту — товар не может быть отгружен в адрес компании ИКЕА в случае отсутствия сертификатов и иных необходимых документов. «Без внедрения этого бизнес-решения количество сотрудников, занятых таможенным оформлением, пришлось бы увеличить раз в пять. Помимо экономии ресурсов мы теперь застрахованы от ошибок, которые практически неизбежны при «ручном» способе работы», — говорит Юлия Гертель, начальник таможенного отдела ИКЕА в России.

Контроль документов от поставщиков

Требования российской таможни отличаются от требований в других странах. Таможня в Европе принимает к рассмотрению коммерческие инвойсы (счета к оплате) без печатей, не обращает внимания на неточности в наименовании юридических лиц и их адресов, допускает небольшие расхождения в ценах и весе между товаросопроводительными документами. Для российского таможенного инспектора товар, у которого в счете-фактуре значатся цена ?130,98 и вес 15,2 кг, а в прайс-листе — ?131 и 15,25 кг, — два разных товара. В России требуют больше информации. К примеру, во всем мире для импорта детских кофт надо указать лишь страну происхождения и стоимость вещи. «Наша таможня просит также предоставить размер кофты, рост ребенка, ширину плеч и состав», — говорит Наталья Гандурина, гендиректор компании NR-Group, дистрибьютора французской марки Du Pareil au Meme.

Лучше потратить время и устранить все расхождения в документах до отправки грузов, чем ликвидировать их, когда груз простаивает на складе временного хранения. Российскому офису мексиканской компании Mabe довелось убедиться в этом на собственном опыте. В начале 2008 года Mabe получила партию встраиваемых духовых шкафов и варочных поверхностей. Отправитель маркировал обе группы тарифным кодом 85160000 — это первые цифры, указывающие на группу электронагревательных приборов. Но в России, в отличие от ЕС, принята не 8-значная, а 10-значная тарификация. Таможенный инспектор неделю изучал техническую документацию на все продукты (Mabe пришлось делать перевод с испанского). После этого по настоянию российского офиса Mabe поставщики внесли в свои базы данных необходимые изменения. А в ИКЕА для иностранных поставщиков разработали подробные инструкции: что должно быть в документах для поставки в Россию.

Предварительное декларирование

Приведение документов поставщиков в соответствие с требованиями российской таможни делают возможной процедуру предварительного декларирования. Еще до отправки груза сопровождающие его документы направляются в Россию. Проверив, все ли верно, импортер направляет их на таможенный пост. Когда груз доберется до России, его таможенная очистка должна пройти всего за два-три часа. Но, по оценке гендиректора компании «Русский логистический провайдер» Руслана Кисса, предварительное декларирование дает лишь 10-15% гарантии, что груз пройдет спокойно. Существенный минус: таможенные платежи авансом, еще до подачи декларации, должны быть перечислены на счет таможни.

Подтверждение стоимости груза

Конкурентное преимущество — умение договариваться с поставщиками о более низких ценах — может создать компании проблемы на таможне. Для того чтобы доказать свою добросовестность, придется предоставить максимум документов, подтверждающих стоимость груза: официальный прайс-лист производителя, экспортную декларацию на поставку (документ, по которому производителям зачитывают НДС в их странах), копию контракта и счета к оплате. Получив их, таможня не должна по своему усмотрению корректировать таможенную стоимость.

Однако Руслан Кисс рекомендует изучить локальные правила и требования каждой таможни, выяснить у работающих с ней компаний, есть ли дополнительные требования. На каждом таможенном посту, говорит таможенный оператор, сегодня сложились свои требования и то, что на одной таможне считается нормальным, на другой может обернуться уголовным делом.

Сотрудничество с таможней

В 2005 году ИКЕА совместно с Центральным таможенным управлением создала учебный центр, где делится своими знаниями и наработками со всеми желающими: как с участниками ВЭД, так и с сотрудниками таможенных органов. За пять лет работы бесплатное обучение здесь прошли сотрудники более 200 различных компаний и таможенников. Сотрудничество дает возможность заранее знать о готовящихся изменениях, что бывает нередко.

Например, в конце 2008 года в подмосковной таможне началась реструктуризация, в рамках которой была ликвидирована Подольская таможня. Там оформляли грузы многие транснациональные компании, чьи производства расположены на юге и юго-западе Московской области. Через нее работала и компания «Фрито Лей Мануфактуринг» (входит в состав PepsiCo). Когда четыре таможни объединили в одну, на таможенном пункте возникли огромные очереди. «Фрито Лей» это не коснулось: о планируемой реорганизации знали задолго до того, как были опубликованы нормативные акты. Компания входит в рабочую группу по совершенствованию таможенных процедур в Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ). «Я бы всем компаниям рекомендовала активное участие в общественной жизни. Это позволяет заранее узнавать об изменениях, которые существенно отразятся на бизнесе», — говорит менеджер по таможенному оформлению «Фрито Лей» Ольга Елисеева. Ольга и ее сотрудники заранее нашли новое место таможенного оформления, провели тендер и подобрали новых партнеров-брокеров.

Информацию о грядущих изменениях можно получить и из открытых источников. Ирина Зильберберг, директор по логистике компании Mabe, рекомендует следить за новостями. Например, некоторые пошлины могут измениться в результате образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Оценка рисков

В конце 2008 года Mabe привезла в Россию новые модели холодильников. Досмотр всех новинок таможня делает основательно, со вскрытием упаковок и фотографированием. И тут выяснилось, что поставщик погрузил холодильники первыми, потребовалась выгрузка целой фуры. Холодильники осмотрели, все оказалось в порядке, но компания потеряла время, едва успев выполнить поставку в срок. С тех пор в Mabe действует нехитрое, но экономящее массу времени и денег правило: новинки загружать так, чтобы не потребовалась выгрузка всей машины или контейнера.

«Если в вашем ассортименте есть товар из группы риска, откажитесь от него», — уверена Наталья Гандурина, генеральный директор NR-Group. Во Франции в магазинах Du Pareil au Meme большой ассортимент детских заколок по ?1. И поначалу Гандурина заказывала их для российских магазинов марки. Но оказалось, что заколки относятся к категории рискованного товара: таможенники должны убедиться, что это не контрабанда изделий из золота. Один раз на досмотр всей партии заколок ушла неделя — только протокол с массой артикулов печатали двое суток. Теперь в московских магазинах Du Pareil au Meme детские заколки не продают.

Отстаивание своих интересов

Когда таможня не принимает во внимание документы, подтверждающие стоимость товара и все-таки производит корректировку таможенной стоимости, надо обращаться в суд. «Фрито Лей», один из ведущих мировых производителей чипсов, закупает импортный картофель дешевле, чем другие импортеры. Таможенникам это показалось подозрительным. Не желая соглашаться с имеющимися у компании документами, таможенные органы скорректировали стоимость картошки для «Фрито Лей» на основании своих данных, что увеличивало таможенные платежи по каждой декларации в среднем на 40%. «Мы с таможней судимся уже третий год и выигрываем все суды, возвращая деньги. К сожалению, таможенные органы не учитывают этой судебной практики», — жалуется Ольга Елисеева. Она рекомендует компаниям не бояться обращаться в суд. Правда, чтобы гарантированно выигрывать суды, нужно иметь безупречные документы.

Forbes ; 03.02.10