03.10.05

Квоты в обмен на инвестиции

Роспром и Минпромэнерго придумали, как спасти авиапром без убытка для авиакомпаний. Квоты на беспошлинный ввоз иностранных самолетов в обмен на технологии и инвестиции западных авиастроителей решат проблему, уверены они. Впрочем, авиаперевозчики и Минэкономразвития раскритиковали идею. Они опасаются, что квоты ограничат права покупателей самолетов.

Пошлины на ввоз самолетов введены с 1993 г. Вместе с НДС они доходят до 40% от стоимости судов. Беспошлинно за это время смогли ввезти лайнеры по соглашению с правительством только Аэрофлот (27 самолетов) и Трансаэро (14). Аэрофлот , по оценке Счетной палаты, сэкономил на этом $140 млн, Трансаэро , по расчетам Минэкономразвития, около $120 млн.

О новой инициативе Роспрома Ведомостям рассказал руководитель агентства Борис Алешин. Пока это идея, отметил он. Но ее поддерживают все производители, что и продемонстрируют их подписи . Квоты будут получать конкретные авиастроители на конкурсной основе. В обмен они возьмут обязательства принести нашему авиапрому недостающие инвестиции, новые технологии и заказы на комплектующие, говорит Алешин. После вступления в ВТО Россия все равно обязана будет отменить импортные пошлины, поэтому наша задача получить по максимуму за оставшийся период с иностранных производителей . С идеей согласны и в Минпромэнерго, заявил Ведомостям глава министерства Виктор Христенко. Поддерживают ее и отечественные авиапредприятия, говорит гендиректор АК Ильюшин Виктор Ливанов. Роспром обсуждает это с нами, замечает он. И мы считаем, что, если выбирать из двух вариантов просто отмена таможенных пошлин и их отмена в обмен на инвестиции, нам, конечно, более выгоден вариант с квотами .

Но Минэкономразвития смущает слово квота . Сама схема льготы в обмен на инвестиции очень удачна, говорит чиновник министерства. Но квотирование мы вряд ли поддержим . Впрочем, квота ограничит желающих купить иностранные лайнеры и даст шанс нашим предприятиям, оправдывает он Роспром.

Однако авиаперевозчики не хотят таких ограничений. Непонятно, как эти квоты будут делиться, если на всех желающих выделенного объема не хватит , замечает гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Самое ужасное в такой политике пошлин это их избирательность , соглашается гендиректор KrasAir Борис Абрамович. Поддерживают их и эксперты. Любое квотирование повлечет коррупцию и преференции, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

В Минтрансе от комментариев воздержались. Но на недавнем заседании правительства министр Игорь Левитин дал понять, что он не против отмены пошлин хотя бы на те самолеты, аналоги которых даже не разрабатываются в России. Как, например, западные новинки Boeing-787 и Airbus-350, продажи которых начнутся в 2008-2010 гг.

Западные авиастроители скупы на комментарии. Airbus в любом случае заинтересован в сотрудничестве и с российской промышленностью, и с российскими покупателями техники , говорит пресс-секретарь Airbus в России Александр Бочаров. С 2004 г. концерн сотрудничает с Иркутом и разместил заказы на выпуск компонентов на $200 млн до 2014 г. Boeing оценивает свои вложения в России в $2 млрд, включая контракты на поставку титана с ВСМПО-Ависмы , напоминает российский пресс-секретарь Boeing Виктор Аношкин.

"Ведомости"; 03.10.05