28.11.05

Деньги с запада, грузы с востока

Неподалеку от латвийско-российской границы полным ходом идут работы по реконструкции крупного железнодорожного узла Резекне-2, одного из стратегических пунктов транспортного коридора "Восток - Запад".

Через него проходит большинство российских грузов к латвийским портам - нефть и нефтепродукты, каменный уголь и лесоматериалы, минеральные удобрения и металл. Здесь же пересекаются маршруты доставки грузов в балтийские порты из многих стран СНГ и Дальнего Востока. Через Резекне проходит магистраль, соединяющая Санкт-Петербург с Вильнюсом, Гродно, Варшавой.

Сооружение на бывшем станционном пустыре современного железнодорожного парка расширит потенциал транспортного коридора и значительно увеличит пропускную способность узла, который сегодня не справляется с растущим грузопотоком. По словам руководителя отдела проектных работ компании "Латвийская железная дорога" Айи Почи, после генеральной реконструкции мощность станции увеличивается на сорок процентов. В первую очередь - за счет строительства новых и удлинения старых путей. Нынешние приемоотправочные и сортировочные линии длиной до 800 метров не позволяют обслуживать российские составы из семидесяти вагонов. Поэтому на станции постоянно скапливаются "русские поезда", переформирование которых занимает много времени. Ежесуточно через Резекне проходит не более двадцати грузовых поездов.

Возведение нового парка у российской границы позволит прибалтийским железнодорожникам полнее использовать потенциал Транссиба и других восточных магистралей. Именно с ними связывают свое будущее транспортники Латвии. Выступая на международной конференции в Риге TransBaltica-2005, директор управления грузовыми перевозками Латвийской дороги Эрик Шмукстс заявил: "Мы считаем, что с учетом роста ВВП в России, интенсивного освоения новых природных месторождений и постоянного увеличения перевозок между Востоком и Западом необходимы кардинальные меры для усиления мощности инфраструктуры".

Благодаря реконструкции в Резекне появится шесть новых путей длиной 1028 - 1192 метра, 27 стрелочных переводов, защитные тупики. Будет построено просторное административное здание, системы электроснабжения и обеспечения связи.

Весьма примечательно, что эта "российская новостройка" возводится в основном на средства Евросоюза. Еще до вступления Латвии в ЕС компания "Латвийская железная дорога" из его программы ISPA получила 114 миллионов евро. На эти деньги уже модернизирована система автоматического управления движением поездов и обнаружения перегрева букс подвижного состава, а также закуплено 780 современных стрелочных переводов.

Латвия планирует получить из Когезионного фонда ЕС (Фонд социально-экономического выравнивания) 181 миллион евро на транспортные нужды. Общая же сумма, предназначенная для "коридорных" транспортных проектов, превышает 300 миллионов евро. Только на обновление рельсов коридора "Восток - Запад" израсходуют 89 миллионов евро. В ближайшее время стартует новый проект - замена железнодорожного полотна на участке Резекне - Зилупе (станция на латвийско-российской границе). Путь будет соответствовать всем требованиям Европейского союза. По словам Э.Шмукстса, компания планирует продолжить строительство новых вторых путей на лимитирующих участках транзитного коридора. Кроме того, начаты исследования по замене тепловозной тяги на электровозную. Реализация такого крупного в масштабах Латвии проекта, по предварительным подсчетам специалистов, даст значительный экономический эффект и положительно повлияет на тарифы.

Предполагается, что общий объем железнодорожных перевозок на главных транзитных коридорах ЛЖД к 2015 году составит около 90 миллионов тонн в год - почти вдвое больше, чем в нынешнем. На реконструкции Резекненского узла уже освоено около двенадцати миллионов евро из структурных фондов ЕС. В сентябре здесь началась замена инвентарных рельсов новыми марки 60Е1 350НТ. Рельсовый материал в объеме тысячи тонн предоставило австрийское предприятие Voestalpine Schienen GmbH. Для эксплуатационных нужд парка построено два тупика, оборудован вытяжной путь. Подведены подъездные пути для предприятий, которые обеспечивают прием и отправку грузов. Сооружаются таможенные, санитарно-ветеринарные пункты, система телекоммуникации, а также семь 28-метровых стальных мачт с прожекторами. Параллельно ведутся работы по укреплению откосов.

Новый парк решит и некоторые экологические проблемы, связанные с перевозкой опасных веществ. Резекне-2 находится в черте города. Поэтому проектом предусмотрены специальные колодцы для мониторинга грунтовых вод, станция по определению загрязнения воздуха, очистные сооружения. Обновленный узел вступит в эксплуатацию весной будущего года. Инвестиции в развитие железной дороги - это всегда инвестиции в будущее. Вкладывая огромные средства в обновление балтийских магистралей, европейские чиновники прекрасно понимают, что это будет способствовать увеличению грузопотока из России. А в конечном счете существенно пополнит бюджет объединенной Европы.

"Гудок"