20.11.07

… И особенно ошибки в Инвойсе

Предварительное электронное декларирование, введенное в Латвии в 2003 году, позволяет значительно экономить время при проверках сопроводительной документации на государственных погранпереходах, до минимума сокращать простои составов и возвраты вагонов. А в процессе взаимодействия участников грузовых железнодорожных перевозок вовремя доставленные грузы – ведущий фактор.

Цена ошибки в Инвойсе

Предварительное электронное декларирование железнодорожных грузов в Латвии ввели в 1998 году благодаря сотрудничеству ГАО «Латвияс дзелзцельш» (Latvijas dzelzcels, LDz, Латвийская железная дорога) с Октябрьской и Белорусской магистралями. По поручению LDz всю работу по организации предварительного декларирования осуществляет Ассоциация операторов по международному электронному документообороту на железных дорогах (AEД), которая объединяет участников из стран Балтии, России и Белоруссии, является членом Международного координационного совета по транссибирским перевозкам и членом Европейской интермодальной ассоциации.

После прошедшей в 2007 году реструктуризации Latvijas dzelzcels всеми вопросами, связанными с организацией и осуществлением грузовых перевозок в Латвии, стала заниматься преобразованная из дирекции грузовых перевозок ГАО «Латвияс дзелзцельш» – компания LDz Cargo. Поэтому и предварительное декларирование также входит в ее компетенцию.

По мнению Эрика Шмукстса, председателя правления LDz Cargo, основная задача данного декларирования – это выявление и устранение узких, проблемных мест во всей цепочке международных железнодорожных грузовых перевозок, в первую очередь квалифицированная помощь грузоотправителям и экспедиторам на этапе подготовки к перевозке, что способствует исключению задержек грузов из-за неправильно оформленных документов или их недостатка и существенно сокращает время нахождения вагонов на входных пограничных станциях соседних железных дорог.

Результаты оформления вагонов на стыковых пунктах Латвийской и Российских железных дорог показывают устойчивую тенденцию к снижению общего количества задержанного подвижного состава и величины его простоя. При этом на протяжении последних лет случаи возврата вагонов в Латвию из-за неправильного оформления товаросопроводительных документов практически отсутствуют.

Основной причиной разработки и внедрения системы явилось существенное снижение пропускной способности входных российских пограничных станций. И в основном это было связано именно с вопросами таможенного оформления – около 70% простоев, 40% задержек и возвратов до 60 вагонов ежемесячно. К тому же вся эта ситуация вызывала неоправданно высокие дополнительные расходы латвийских грузоотправителей и экспедиторов – только в 1997 году расходы за простой и возврат подвижного состава приблизительно составили $700 тыс.

Программа декларирует грузы

Базисом системы предварительного декларирования является информационно-сервисный АЕД-портал, который создан АЕД с участием российского партнера ООО «СТМ» на основе интернет-технологий и на протяжении последних четырех лет успешно используется операторами предварительного декларирования, грузоотправителями и экспедиторами.

В любой момент в масштабе реального времени путем выхода в Интернет можно получить предварительную информацию о планируемой перевозке, осуществить заполнение, автоматическую проверку сведений программным комплексом с автозаполнением граф, распечатать грузовые и коммерческие документы, получить оперативную и аналитическую информацию о собственных перевозках, воспользоваться нормативно-справочным комплексом по железнодорожному и таможенному законодательству.

Данная система разработана так, чтобы на всех станциях отправления и передаточных пунктах Латвии осуществлялись сбор и проверка на правильность заполнения первичных грузовых документов, которые затем в режиме онлайн передаются в электронном виде в объеме накладных СМГС и Инвойсов на входные станции сопредельных государств для таможенного оформления. При этом гарантируется конфиденциальность и защита информации от несанкционированного вмешательства.

Опыт латвийских коллег соответственно привлек внимание и соседей. Аналогичным образом построена и действует технология предварительного декларирования на Эстонской железной дороге, с которой латвийскими операторами также налажен электронный обмен информацией о грузах, следующих из Эстонии через Латвию направлением на Белоруссию и Россию.

Председатель правления АЕД Сергей Шведов особо отмечает, что общее уменьшение простоев, отцепок и возвратов грузов, сокращение времени оформления в таможенных и других органах пограничного контроля на станциях перехода латвийско-российской, латвийско-белорусской границ – итог многолетней совместной деятельности участников AЕД и ее партнеров, например ЗАО «Октрансвнештерминал». Особую роль в содействии этой работе играет помощь со стороны руководства ГАО «Латвияс дзелзцельш» и администраций Октябрьской и Белорусской железных дорог.

Добавим, что электронный документооборот, предварительное информирование контрольных органов, возможность осуществления выборочного контроля заложены в планы развития информационных систем и железных дорог, и контрольных органов. Здесь уместно упомянуть, например, о Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года.

По данным АЕД, несмотря на то что система и технология существуют не первый год, ошибки содержат треть транспортных и коммерческих документов, которые грузоотправители предоставляют для предварительного декларирования на станциях Латвийской железной дороги. И наиболее характерным является несоответствие данных в накладной СМГС и Инвойсе, особенно ошибки в последнем.

Службы контроля как барьер на границе

Существенной проблемой является отсутствие у клиентов достоверной информации о требованиях органов пограничного контроля различных стран. Особенно это характерно для транзитных перевозок. Встречаются случаи, когда груз, следующий из Латвии в Казахстан транзитом через РФ, оформляется в российских органах, а к ввозу в Казахстан запрещен или ограничен. Подобные проблемы характерны для отдельных грузов, перевозимых из Европы в Азию, когда транзит через территорию России запрещен или ограничен, зато его охотно принимают к оформлению в Белоруссии и Казахстане.

Как рассказал С. Шведов, в прошлом году благодаря совместной работе с российскими декларантами и причастными службами удалось значительно снизить простои и задержки вагонов, происходящие по этой причине. Хотя проблема неудовлетворительной информированности клиентов остается. «На наш взгляд, такое положение сложилось в результате информационного разрыва между грузоотправителями, экспедиторами, железными дорогами, таможенными и другими органами пограничного контроля», – считает С. Шведов. Проблема ведь усложняется еще и тем, что субъекты находятся не только в разных правовых, но и информационных полях.

На сегодняшний день в Латвии надеются найти выход из сложившейся ситуации в объединении бизнеса, перевозчиков и органов госконтроля при предоставлении информации обо всех процедурах и действиях, которые необходимы для того, чтобы все участники перевозочного процесса взаимодействовали в едином информационном пространстве.

Реальный пример успешной реализации системы предварительного декларирования, в частности для перевозок грузов в составе организованных контейнерных поездов, является проверенный временем проект «Балтика-Транзит», который осуществляет перевозки контейнеров из стран Балтии по Трансазиатскому маршруту.

По мнению Э. Шмукстса, это стало возможным также благодаря предоставлению доступа к формируемой в месте отправления груза информации, соединению в единую информационную цепочку всех участников конкретной перевозки независимо от их местонахождения, обеспечению функциональной связи с системой таможенного оформления грузов и информационной сетью железных дорог.

Несмотря на оформление контейнеров во всех странах Балтии с последующей консолидацией груза на станции Резекне и отправкой из Латвии, обеспечено прохождение поездом российской пограничной станции по расписанию, практически исключены задержки контейнеров из-за неправильного оформления документов.

По мнению Эрикса Гутбергса, председателя правления ООО «Оптимум Логистик», опыт работы с предварительным декларированием на Россию и Беларусь показал его преимущества. Это, в первую очередь, отсутствие сверхнормативных простоев на пограничных станциях, дополнительный контроль за оформлением железнодорожных и таможенных документов, возможность помочь клиенту избежать различных технических ошибок.

В Латвии полагают, что в целях оптимизации работы железнодорожных пунктов пропуска имеет смысл создание на входных российских и белорусских пограничных станциях единых информационных баз для железных дорог, таможни и органов государственного контроля. «Мы готовы направлять в электронном виде предварительную информацию о грузах, объединяя информационные потоки, работая через «одно окно», что позволит ускорить процесс принятия решения о грузе контрольными органами, в том числе еще до прибытия поезда на границу», – акцентировал С. Шведов.

Естественно, что внедрение современных информационных технологий в перевозочный процесс само по себе не решает проблему привлечения грузов на железнодорожный транспорт и повышения качества предоставляемых услуг, однако, по мнению специалистов, является необходимым элементом борьбы за повышение эффективности международных грузовых перевозок.

РЖД-Партнер; 20.11.07