12.04.05

Лего для взрослых

Похоже, что атака на правый руль , о которой уже писали НИ , постепенно начинается. На днях Верховный суд РФ запретил легализацию конструкторов японских автомашин, собранных в России из привезенных запчастей. Таким образом дальневосточники обходили поистине драконовские пошлины на ввоз в страну иномарок старше семи лет.

Решение ВС основывается на указе президента 711 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения . Мол, государство несет от кустарной сборки машин многомиллионные убытки в виде недополученных таможенных платежей, да и ездить на таких машинах небезопасно.

С 1993 года российское правительство пытается ограничить ввоз японских автомобилей с правым рулем. Аргументы основывались на безопасности движения (фары не туда светят, обзор у водителя неполный) и необходимости поддержки российского автопрома. Таможенные пошлины постоянно увеличивались, но на Дальнем Востоке не прибавилось желающих ездить на Жигулях , Волгах и УАЗах . На японках ездят и чиновники, и сотрудники ГИБДД, и представители всех силовых структур. Чтобы обойти пошлины, дальневосточники отправлялись в Японию по паспортам моряков, покупали льготы, записывали машины на подставных лиц и так далее. Конструкторы стали последним и наиболее выгодным способом ухода от пошлин.

Существует несколько схем завоза автомобиля по запчастям. Одна из них такова: в Японии покупается целая машина и аккуратно разбирается на запчасти. На разборке в особо сложные узлы не лезут, облегчая дальнейшую сборку. Двигатель, раму, кузов, колеса ввозят на разных судах или оформленными на разных людей. В порту все детали собирают в одну машину. Преимущество детали родные , уже притерлись.

По другой схеме составные части покупают уже на японской разборке. В российском порту их подбирают под нужную марку машины и год выпуска. Покупателям запчастей в этом случае несколько проще не надо оплачивать разборку в Японии. Но будущему автовладельцу могут достаться детали со скрытыми дефектами. Например, кузов и двигатель относительно новые, 1996 года выпуска, а рама окажется 1989 года. Дату выпуска детали установить непросто. Поэтому дефекты проявляются лишь в процессе эксплуатации.

Приобретая машину по таким схемам, можно сэкономить 2 5 тыс. долларов. Ведь таможенная пошлина на запчасти высчитывается по весу металла. Классические конструкторы , собранные из деталей разных машин, ГИБДД на учет и раньше не ставила, так как нет таможенных документов о том, что машина была ввезена в РФ. Тогда владелец обращался в суд с просьбой поставить машину на учет в судебном порядке. Суд давал заключение машина является средством передвижения, соответствует требованиям безопасности, изготовлена на заводе. С решением суда владелец шел в ГИБДД, и машину регистрировали. Только не указывали марку Тойота , Нисан или Мицубиси , а писали: самособранная .

Когда ВС запретил легализовать конструкторы таким образом, люди начали привозить детали под имеющиеся документы. Например, у человека есть Тойота-Сурф 1989 года выпуска, он привозит автомобиль той же марки (в разобранном состоянии), но лет на шесть помладше и оформляет в старых документах замену номерных агрегатов двигателя, кузова, рамы. Юридически автомобиль остается тем же самым, просто ему якобы сделали ремонт. Фактически же это новая машина, но у нее старые документы. А старую машину без документов можно продать на запчасти. При всех минусах и издержках такая схема выгодна и позволяет по приемлемой цене приобретать автомобили старше семи лет, на ввоз которых действует поистине драконовская пошлина.

Сейчас дальневосточники идут еще дальше. Если у человека никогда не было автомобиля, а он хочет его купить по дешевке, то он просто покупает на черном рынке ПТС (технический паспорт транспортного средства), который стоит от 500 до 2500 долларов. И привозит детали под указанную в паспорте марку машины.

Но у всех конструкторов есть главный недостаток отсутствие уверенности в качественной сборке. Поэтому самобранки покупают как первую машину, на которой учатся ездить, люди с невысоким достатком или для перепродажи в европейские регионы страны.

Кстати, в Приморье нынешнее решение ВС особого переполоха не вызвало. Как пояснили в таможне, никаких ограничений и запретов относительно ввоза конструкторов они не получали. В пресс-службе ГИБДД сообщили, что речь идет только о самособранных транспортных средствах, на которые вообще нет никаких документов. Собрал умелец из запчастей автомобиль и просит поставить его на учет. Ему откажут, и суд теперь не поможет.

Кстати, юридически привоз машины под документы вообще не является ни импортом автомобиля, ни сборкой такового, а только заменой агрегатов, то есть ремонтом. Правда, у защитников Жигулей еще есть возможность извести конструкторы . Например, запретить заменять основные агрегаты машины в течение одного месяца. Мол, замените двигатель сейчас, кузов через два месяца, а раму через полгода. Или при ввозе конструктора обяжут разбирать всю машину до винтика. Тогда собрать ее смогут только профессионалы, и качество автомобиля будет невысоким. Но дальневосточники говорят, что все равно никогда не будут покупать Жигули , а придумают что-то еще, чтобы обойти антинародные инициативы российского правительства.

Новые известия 12.04.05