15.04.05

Ломовая вакханалия

После нескольких лет подъема цен на металлы и металлический лом на международных биржевых площадках в стране вновь обострилась ломовая вакханалия.

Но если этап криминального бизнеса на черных металлах в целом закончился, то на рынке цветных металлов он по-прежнему продолжается.

Более трех лет назад Госдума хотела ввести государственное регулирование в этой сфере. Но лоббисты провалили идею. Однако в связи с предстоящим вхождением в ВТО ее сторонники активизировались потому, что разгулявшийся в отрасли криминал может затормозить процесс международной экономической интеграции. Ломовый беспредел, по мнению депутата Госдумы Геннадия ГУДКОВА, подрывает условия для нормального прихода инвестиций в Россию.

Скажите, Геннадий Владимирович, считаете ли вы, как член комитета Госдумы по безопасности, что отсутствие порядка в цветной металлургии сказывается на национальной безопасности государства? Эту отрасль постоянно накрывают волны криминалитета, в результате чего отношения между заготовителями лома, переработчиками и металлургическими предприятиями выпадают из рыночного поля. Кража цветмета ведет к разукомплектованию оборудования, выводит из рабочего состояния цеха, заводы, фермы из-за буквально в одночасье пропадающих линий электропередачи. Это оборачивается социальной деградацией в многочисленных населенных пунктах, остающихся без света, связи и тепла. А другое следствие такой вакханалии замедление развития всей промышленности. Угроза национальной безопасности и в том, что сегодня уже 40 процентов пунктов приема металлолома находятся в списке криминальных, нигде не учтенных. Тревожный знак и снижение использования лома для внутренних нужд. За неполных три года оно упало почти на треть. Зато еще больше увеличился вывоз цветного лома, который уже, видимо, впору объявлять стратегически важным сырьем, особенно в Дальневосточном регионе.

Но в таком случае почему специальный закон О ломе никак не могут принять уже несколько составов Думы?

Я считаю, что мешают лоббистское влияние крупных металлистов и то, что Дума мало внимания уделяла вопросам регулирования конкретных отраслей экономики. В частности, не учитывалась специфика отношений в переработке металлов, потому что она подпадает еще под один закон об отходах. Считаю, что для лома и всех отходов сегодня нужно готовить новый пакет законов. Комплексный подход к безопасности страны требует комплексного законодательного вычленения той сферы, которая никак не может вырваться из пут криминала.

Закон об отходах тоже, по всей видимости, необходимо будет пересмотреть, поскольку дело подчас доходит до абсурда. Свою лепту тут внесли своими распоряжениями чиновники Минприроды, которые в опасные отходы записали буквально все, даже бытовые отходы. Поэтому теперь в этой нормативной сумятице металлургам приходится доказывать, что, используя для переработки стружку или лом, они не являются загрязнителями окружающей среды и им не нужно платить штрафы за урон природе наравне с действительно злостными вредителями.

Мы больше говорим о внутренних проблемах отрасли. А как влияют на ее состояние факторы внешние возрастающая экспортная направленность экономики при таможенном попустительстве?

Механизм здесь простой. Экспортеры, привлеченные более высокой ценой лома на мировом рынке, прибегают к многочисленным фактам занижения декларируемой стоимости, предоставляя на вывоз так называемые псевдоизделия . На самом деле вывозится элементарный первичный переплав лома цветных металлов, но только, например, с... просверленными отверстиями в чушках. Однако сегодня наше нормотворчество столь формализовано, что обычная дырка на куске металла позволяет выдавать его за изделие. И значит, пошлину платить не надо. Подобными уловками объясняется рост теневого вывоза цветных металлов за рубеж.

Усугубляет проблему лжеэкспорта и проблема сбора и возмещения НДС, что, вероятно, потребует корректировки налогового законодательства для перекрытия каналов обхода уплаты экспортной пошлины и незаконного возврата НДС. А в целом, чтобы сделать законодательство в этой сфере хотя бы разумным, нужны обязательные консультации объединенных представителей металлургической отрасли (советов, союзов, ассоциаций) с Правительством и таможенными органами. Нужно четко определить параметры отнесения тех же алюминиевых сплавов к первичным или вторичным , чтобы таможенные тарифы не только отлавливали ложный экспорт, но и не позволяли уплывать стратегическому сырью за границу.

Неужели госчиновники не видят столь явных проблем отрасли? На самом деле все обозначенные проблемы для многих далеко не очевидны. И особенно после начатого и по сию пору незаконченного реформирования отраслевых структур, потери ими статистической и аналитической базы бывших министерств. Не создано никаких условий для назревшего уже технического перевооружения ломоперерабатывающей промышленности и преодоления нашего отставания от Запада. Поэтому и разные полуподпольные фирмы затесались в систему так называемого рециклинга, занимаясь перекупкой лома по высоким ценам. Здесь вполне реально навести порядок при соответствующих воле и желании государства. Могут быть включены и экономические механизмы для переработки, например, отнюдь не малых (по прогнозам до 100 тысяч тонн к 2007 году) объемов использованной упаковки из алюминия, наладив по опыту развитых стран сбор, сортировку и получение качественного металла. Законодатели также могли бы напрямую утвердить соответствующие прогрессивные технические регламенты. Но все это можно сделать, лишь обеспечив баланс интересов внутренних с нуждами экспортеров, металлургов .

Про баланс интересов хотелось бы уточнить особо, потому что ситуация напоминает крыловскую басню про рака, лебедя и щуку. Металлурги требуют запрета экспорта, ссылаясь на то, что лом для них стратегически важное сырье. Ломопереработчики настаивают на снижении таможенных пошлин на лом, убеждая, что только так смогут накопить средства на новое оборудование. А в целом отрасль вторичной переработки технически очень отстала, и никто не знает, как выйти из такого порочного круга.

Объективно тут вина государства в том, что в отличие от развитых стран у нас никто не определял и не старался определить потребности внутреннего спроса на цветной металл. Отсюда и другая прореха действующие в России металлургические мощности не рассчитаны на замкнутый цикл, который бы целиком был ориентирован на лом.

Естественно, что из стран, где такой производственный цикл реализован, идут предложения с более привлекательными закупочными ценами. Именно поэтому как с цепи сорвались некоторые из ломовых экспортеров. И никто их не останавливает, поскольку никто не контролирует баланс внутренних и внешних интересов. Между тем от этого страдают нужды национальной экономики, процветает коррупция.

Гудок 15.04.05