08.12.06

Посредник между законом и практикой

Вступило в силу постановление Правительства РФ, которое дополнительно урегулировало отдельные вопросы определения таможенной стоимости товаров, как ввозимых на территорию России, так и вывозимых с нее. Этот документ разработан в соответствии с полномочиями Правительства по установлению отдельных норм в области определения таможенной стоимости товаров. Ранее, как известно, был обновлен Закон Российской Федерации О таможенном тарифе (Федеральным законом 144-ФЗ от 8 ноября 2005 года). О сути постановления рассказывает один из его разработчиков - консультант отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Министерства финансов РФ Виталий БОБРЫШЕВ.

Собственно постановление содержит три самостоятельных приложения: Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации; Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы и Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что поскольку Правительство РФ - исполнительный орган власти, оно ограничено в полномочиях строгими рамками закона. Поэтому установленная им методика определения таможенной стоимости товаров не может отличаться от методики, установленной законом. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на отдельные положения этого документа и, в первую очередь, на Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

На первое место эти Правила следует выделить в связи с тем, что, в отличие от других утвержденных рассматриваемым постановлением Правил, подобный документ существовал в правовой базе и ранее. Так, постановлением от 7 декабря 1996 года 1461 правительством был утвержден Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, которому и пришли на смену новые Правила. Уместно напомнить, что таможенная стоимость товара - это его действительная стоимость. То есть цена, по которой этот товар, или идентичный, однородный ему, продается или предлагается для продажи во время и в месте, определенных правовыми актами, при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции. В международном праве такая норма установлена статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и распространяется на ввозимые и вывозимые товары, а в российском - следует из Закона РФ О таможенном тарифе . Исходя из этого, методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установленные указанным законом, справедливы и для товаров, вывозимых с таможенной территории России, с учетом специфики направления перемещения товаров через таможенную границу, вычета, при необходимости, расходов по их транспортировке и так далее.

Таким образом, для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров применяются те же методы, что и для ввозимых товаров, с учетом соответствующих особенностей (пункт 2 Правил). Методы применимы ко всем вывозимым товарам вне зависимости от того, какой таможенный режим заявляется в их отношении. Если таможенная стоимость вывозимых товаров была определена в соответствии с требованиями Правил, после фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации она не может быть изменена.

Новая методика определения таможенной стоимости вывозимых товаров, по сравнению с ранее действовавшей, концептуально не изменилась. Однако стоит отметить, что документ стал более детальным. В частности, он устанавливает единую структуру таможенной стоимости вывозимых товаров при определении ее по стоимости сделки с ними, не зависящую от распределения обязанностей продавца и покупателя. Теперь прямо указано, что при использовании стоимости сделки с товарами цена продажи товаров не должна зависеть от условий или обязательств, влияние которых на нее не может быть учтено. Также установлено, что если договаривающиеся стороны являются взаимосвязанными лицами, то это не должно влиять на цену товаров, и так далее.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется исходя из их цены на базисе поставки франко-склад поставщика (в терминах ИН-КОТЕРМС 2000 - EXW место отгрузки) и не должна включать в себя пошлины и налоги, взимаемые в связи с вывозом товаров, а также пошлины и налоги страны назначения. Если такие расходы вошли в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за вывозимые товары, то при определении таможенной стоимости товаров они могут быть заявлены к вычету (пункт 16 Правил). При этом они могут быть выделены из цены фактически уплаченной или подлежащей уплате (то есть могут быть выделены, если они там действительно содержатся) на основе, например, коммерческих документов по транспортировке товаров, документов, подтверждающих уплату пошлин и налогов и так далее. Подобный подход к выделению из цены вошедших в нее расходов при отсутствии отражения отдельной строкой в счете был заложен еще в 1994 году в Инструкции по заполнению декларации таможенной стоимости и теперь, вслед за отражением в Законе РФ О таможенном тарифе , такой подход распространился и на вывозимые товары.

Таким образом, все условия, при которых цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, может являться основой для определения их таможенной стоимости, и которые установлены законом О таможенном тарифе для метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в полной мере применены и для вывозимых товаров. Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, то декларант самостоятельно решает, какую из основ ему применить - стоимость сделки с идентичными товарами, стоимость сделки с однородными товарами или расчетную стоимость в соответствии с методом сложения стоимости, руководствуясь имеющимися у него документами. Метод вычитания не применяется, поскольку возможности государственных органов Российской Федерации по проверке информации о продаже товаров за пределами страны объективно ограничены. Если ни один из методов, установленных статьями 19, 20, 21, 23 закона, неприменим, то таможенная стоимость определяется по резервному методу. Таким образом, применительно к вывозимым товарам жесткая последовательность в применении методов определения таможенной стоимости товаров - когда каждый последующий метод применяется только лишь в том случае, если предыдущий метод не может быть применен, - отсутствует.

Детализация документа, регламентирующего порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров, создает предпосылки для обеспечения единообразного подхода к ее определению. При этом на первый взгляд может показаться, что такая детализация привела и к некоторому усложнению расчета таможенной стоимости товаров, а также к необходимости предоставления подтверждающих документов по более широкому перечню. Однако вопрос не в детализации документа, поскольку процедура определения таможенной стоимости товаров сложна сама по себе. Чтобы необходимость определения таможенной стоимости товаров не стала дополнительным административным барьером для экспорта товаров, в Правилах было предусмотрено следующее положение: при заявлении таможенного режима экспорта в отношении вывозимых товаров, для которых не установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, таможенная стоимость таких товаров не определяется и не заявляется (пункт 3 Правил). Такая норма соответствует положениям статьи VIII ГАТТ 1994 года и направлена на гармонизацию российской правовой базы с нормами и правилами ВТО.

Для практического применения этих Правил потребуется, возможно, принятие дополнительных актов ведомственного уровня, например, регламентирующих порядок заявления всех необходимых сведений. Однако правила определения таких сведений уже установлены и, безусловно, должны привести к единообразию структуры таможенной стоимости вывозимых товаров и обеспечить усиление ее контроля именно в тех случаях, когда таможенная стоимость товаров влияет на сумму уплачиваемых или подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Два других приложения, утвержденные рассматриваемым постановлением, относятся к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, и призваны обеспечить единообразие в определении таможенной стоимости ввозимых товаров в отдельных случаях. При этом в соответствии с Таможенным кодексом РФ (статья 11) под ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы России и все последующие предусмотренные указанным Кодексом действия с товарами до их выпуска таможенными органами. Учитывая это, товары считаются ввозимыми на таможенную территорию РФ до их первого помещения под какой-либо таможенный режим в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации устанавливают особенности применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае их обнаружения в ходе таможенной ревизии или иных форм таможенного контроля. Например, при таможенном досмотре товаров и транспортных средств или осмотре помещений и территорий для целей таможенного контроля. Если день пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации установлен, а также установлены обстоятельства их ввоза на таможенную территорию РФ (количество товаров, виды транспорта для перевозки, состояние товара и так далее), то методы определения таможенной стоимости товаров применяются в общем порядке, установленном законом О таможенном тарифе . Если день пересечения товарами таможенной границы и (или) обстоятельства их ввоза не определены, то таможенная стоимость товаров может быть определена только лишь на основании резервного метода. При этом Правилами установлено, что для целей применения этого метода товары рассматриваются как перемещенные на таможенную территорию Российской Федерации в установленный день пересечения таможенной границы РФ (или, соответственно, в день их обнаружения таможенными органами) в том же состоянии, в котором они находились на день обнаружения таможенными органами.

Для целей определения таможенной стоимости незаконно ввозимых товаров в зависимости от имеющихся данных применяются либо сведения, относящиеся к таким товарам, либо сведения о товарах того же класса или вида. При необходимости производятся вычеты из взятой за основу величины. Гибко применяются либо методы по стоимости сделки с идентичными или стоимости сделки с однородными товарами, либо метод на основе вычитания стоимости. Следует отметить, что если хозяйствующий субъект, у которого таможенные органы обнаружили незаконно ввезенные товары, то есть не оформленные должным образом в таможенном отношении после фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации, является их добросовестным приобретателем на таможенной территории РФ, то рассматриваемые Правила необходимо применять в контексте правовых актов, которые регламентируют права и обязанности добросовестного приобретателя товаров.

Постановление утверждает также Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Они применяются при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, поврежденных вследствие указанных случаев, произошедших до первого помещения товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством РФ, или товаров, для таможенных целей рассматриваемых как ввозимые на таможенную территорию РФ в поврежденном вследствие аварии или действия непреодолимой силы состоянии. Вторая ситуация распространяется на случаи повреждения товаров в период хранения на таможенном складе (статья 221 ТК РФ Пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные товары ). Согласно указанным Правилам, таможенная стоимость товаров определяется исходя из их поврежденного состояния независимо от пересмотра продавцом первоначальной цены этих товаров (пункт 4 Правил). Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами может быть применен либо в отношении уцелевшей части товаров из ввозимой партии (путем пропорционального пересчета), либо в отношении поврежденных товаров, если продавцом выставляется новый счет-фактура на товары в поврежденном состоянии. Иные методы определения таможенной стоимости товаров могут применяться в общем порядке. Хотя, надо признать, шансы найти идентичные или однородные товары с характером и степенью повреждений, аналогичным характеру и степени повреждении оцениваемых товаров, практически равны нулю. Метод сложения не применяется, поскольку товары в поврежденном состоянии не производятся как таковые. В рамках установления особенностей резервного метода особое внимание уделено гибкому применению метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (пункт 12 Правил). Отдельно следует обратить внимание на то, что при заявлении в отношении товаров таможенного режима уничтожения и отказа в пользу государства их таможенная стоимость не определяется и не заявляется (пункт 15 Правил).

Принятие постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года 500 не поставило точку на формировании правовой базы по таможенной стоимости товаров, а наоборот - в дополнение к положениям Закона Российской Федерации О таможенном тарифе - создало еще одну отправную точку для подготовки ведомственных документов для обеспечения единообразного применения установленных норм на практике.

Валентина ДУДКОВА
Журнал Таможня