15.12.05

Правый бунт на Дальнем Востоке провоцируют леворульные лоббисты

Дальний Восток отныне ассоциируется не c амурскими тиграми, уссурийской тайгой или партизанской песней про штурмовые ночи Спасска , а с японскими машинами и правым рулем.

Те, кто еще на заре перестройки понял, что подержанные японские авто, пусть и с правым рулем настоящий Клондайк, сегодня одни из самых богатых и обеспеченных людей, что на Дальнем Востоке, что за его пределами. Они в конце восьмидесятых годов рьяно взялись за дело, наладив транспортировку японских машин со свалок страны Восходящего Солнца, - и просто возили и возили эти самые диковинные японки , пока не почувствовали, что добром это не кончится. И тогда они вложили свои легкие деньги в более прибыльный бизнес.

Теперь они потирают руки, потому что, похоже, нашим любимым японкам и всему дальневосточному автобизнесу, сформировавшемуся за последние годы на краю России в большую и разветвленную отрасль, в которой заняты сотни тысяч людей, хотят сделать, по-японски говоря, харакири. То есть, вспороть живот корове, которая дает стране и людям на тихоокеанской окраине молочные реки из долларов. К этому уже давно стремится родное российское правительство и таможенные чиновники всех рангов. Очевидно, что далекие от окраинной жизни московские чиновники просто мечтают придушить этот бизнес как вид куплю-продажу японских подержанных автомобилей. Задача поставлена простая: прекратить ввоз автомобилей с правым рулем.

Подобные попытки предпринимались не единожды. Виктор Черномырдин, став председателем правительства России чуть было в первые же дни своего пребывания в высоком кресле не вляпался в автоскандал, решив подмахнуть бумагу, услужливо подсунутую ему заинтересованными лицами, о запрете машин с правым рулем. Но вовремя одумался. Наскоки на уже сформировавшийся бизнес, который, надо сказать, обеспечивает дальневосточников и рабочими местами, и доходами, в отличие от безучастного к судьбе многих людей на огромном пространстве от Приморья до Чукотки государства, продолжаются все последние десять лет. Но в конце нынешнего года они натолкнулись на организованное и сплоченное сопротивление в лице приморских автодилеров и автомобилистов.

Стало ясно: любое хирургическое вмешательство леворуких лоббистов отечественного автопрома и давно не практикующих реформаторов, грозит в дальневосточном правом краю настоящим бунтом. Пока были только цветочки: демарши по улицам Владивостока на любимых японках, цементирование и сжигание отечественных Жигулей Отечественные машины, которые далеки от автомобильной эстетики и комфорта, с рулем в бардачке , могут запросто довести ситуацию до неуправляемой.

Надо хоть раз приехать во Владивосток и посмотреть, а есть ли вообще отечественные авто на его улицах? Также, как на Сахалине, в Магадане или Петропавловске-Камчатском. И даже не заикайтесь с вопросом, какая машина лучше наша или японка? Вас тут просто не поймут! Отцом российского праворульного движения считается Михаил Горбачев. Это он разрешил ввозить в страну подержанные иномарки. Понравились ему английские машины, когда он еще в середине 80-х поехал в Лондон встречаться с Маргарет Тетчер. Сначала обзавестись диковинной иномаркой разрешили морякам, дипломатам и летчикам. Горбачев верил в советскую державу и как-то даже заявил в Тольятти, что наш ВАЗ должен стать законодателем мировой автомобильной моды. На подобный подвиг у нас, видимо, ни сил, ни технологий не хватило. Зато Россия сподобилась стать самым большим в мире рынком подержанных машин и не только из Японии. Дальневосточники явились законодателями моды японского автопрома. И с конца восьмидесятых прошлого века восточная половина страны зажила с новыми ощущениями комфорта, надежности, доступности. Любой моряк или рыбак при заходе в японский порт мог купить себе за двухмесячную зарплату в валюте ( за каких-нибудь $200-$300) неведомый доселе комфорт и обеспечить себе доход от купли-продажи иномарки, вложив затем деньги в приобретение жилья, мебели или бытовой электротехники.

Это была своего рода кость , брошенная государством жителям Дальнего Востока за то, что живут они у черта на куличках, оставшись без былых заработков, коэффициентов, северных надбавок и льгот. Тогда за тачку давали двухкомнатную квартиру. Быстрее всех поняли, какие это шальные деньги, чиновники и криминал. Первые устраивали своих людей на пароходы и сами отправлялись за машинами в составе официальных делегаций. Бандиты просто отбирали машины у моряков еще на подходе к причалу.

Сегодня те, кто этим занимался, - солидные люди, крупные бизнесмены, депутаты и главы разных администраций. Теперь они предпочитают жить в Москве, а ездить - на леворульных дорогих машинах.

Это уже бесспорный факт: брошенный Москвой дальневосточный регион выжил не только благодаря торговле рыбой и лесом, но - в значительной степени - и за счет автомобильного сэконд-хэнда со всеми его производными.

Никто не будет отрицать, что так или иначе, но иномарки сейчас кормят чуть ли не половину населения региона. Так и хочется воскликнуть для тех, кто дальше собственного носа не видит: Дальний Восток уже давно не край рыбаков и лесорубов, геологов и судоремонтников, моряков и пограничников! Тут все сплошные автомобилисты или слесари, продавцы машин или их покупатели, контролеры на границе или транспортировщики иномарок на железной дороге, работники автосервисов или поставщики запчастей.

Любой в России знает, где существует огромный конвейер по перевалке подержанных праворульных иномарок и где можно по дешевке купить приличный бэушный автомобиль. Во Владивосток, как в советские годы на вещевую барахолку, едут за машинами не только из дальних городов и весей, но даже соседи хабаровчане, амурцы, сибиряки. Идешь по улицам города и не перестаешь восхищаться: мимо проносятся Тойоты , Мазды , Хонды , Ниссаны , Судзуки , Субары , Мицубиси Андрей Тарковский автомобили ХХI века в своем Солярисе снимал 30 лет назад в Токио. Сегодня любой японский сюжет можно без проблем снимать во Владивостоке.

Но постепенно моряков и тех, кто к ним незаконно примазывался, лишили льгот. И вот уже десять лет пошлины и ставки на ввозимые японки все растут и растут. Федеральный центр каждый год придумывает новые поборы, меняет правила игры, а автомобильный бизнес, несмотря ни на что, не умирает, приспосабливается и пытается дурить жадное государство. В самом урожайном за всю историю дальневосточного автобизнеса 2002 году в страну было ввезено 468 тысяч подержанных иномарок! Почти половина - через Дальний Восток. Именно сюда уходит ежегодно, по оценкам японцев, почти15 % их мирового импорта подержанных автомобилей.

Вот так, подсадив дальневосточников на этот праворульный кайф , государство все время пытается лишить их последней надежды. Когда бузит Дальний Восток? Не тогда, когда авиабилет от Владивостока до Москвы и обратно стал стоить тысячу долларов. И не тогда, когда цены на еду и бензин на востоке России уже зашкаливают за всякие мыслимые пределы. А тогда - почувствуйте, как говорится, разницу! - когда Черномырдин, Клебанов или Греф заикнется про отмену правого руля и про повышение пошлин на иномарки. Потому что любимая японка с правым рулем для простого дальневосточника теперь как для хохла сало, для москвича - метро, а для китайца - рис.

Относительная дешевизна "японок" на дальневосточном рынке объясняется тем, что до сих пор цены на подержанные автомобили в Японии в два раза ниже, чем в Европе. В 2003 году 2-литровый "немец " 1996 года выпуска стоил в Германии около $5000. Плюс таможня, перегон. В итоге до москвича машина доходила уже минимум за $8000-9000. Во Владивостоке подобная же Тойота за счет более низкой цены в Японии обходилась в 6500$. Неудивительно, что "праворукие" из Приморья в центр уходили тысячами и заполнили собой дороги до Урала и дальше.

Можно, как это видится кое-кому из Москвы, везти изначально дорогие подержанные немецкие машины или новые отечественные из центра страны на Дальний Восток. Только тут они станут золотыми . И принесут одни убытки.

Сегодня на 2 млн. жителей Приморского края зарегистрировано более 600.000 автомобилей! Машина есть почти в каждой семье. А во Владивостоке у многих их по две. Такому показателю могут позавидовать даже некоторые страны Западной Европы.

Авторынок Зеленый угол во Владивостоке известен на всю страну и является самым большим рынком подержанных автомобилей в мире. Только представители Книги рекордов Гиннеса об этом, наверно, еще не знают.

Не успели дальневосточные водители японских машин простить нашему президенту совершенно безосновательное заявление о том, что в аварии машины алтайского губернатора Евдокимова якобы виновата праворульная Тойота (кто-то ведь специально подсказал ему заявить про виноватый правый руль), как ведомство Грефа в который раз решило дальневосточников слегка подоить . Возглавивший дальневосточную таможню новый начальник начал с того, что ему приказали свыше - с подержанных иномарок. Таможенники решили разработать такую простую программу, которая бы сама определяла, как побольше денег взять с автодилера за машину. Назвали это ценовым мини-каталогом и вписали туда самые максимальные цены, какие только можно встретить в Японии на подержанные иномарки.

Последовало несколько манифестаций с включенными фарами и оранжевыми лентами у здания Дальневосточной таможни, назначались думские слушания и даже слышались угрозы остановить все движение во Владивостоке. Все это пока привело к временному компромиссу. Этот самый мини-каталог таможенникам пришлось согласовывать с предпринимателями и отправлять в Москву на утверждение. Пессимисты не ждут от этого ничего хорошего. Потому что даже в согласованном виде, незаконная бумага автоматически поднимает на 10-20 процентов стоимость иномарок. Это значит, что ввозить нормальных относительно недорогих машин для народа будут меньше, а вот дешевых запчастей и машин, разобранных по частям, больше. Хуже не придумаешь. Один мой знакомый автопродавец, который за десять лет сумел даже развить во Владивостоке автосервис, недавно уехал жить и работать в Малайзию. Несколько часов лета с пересадками, авиабилет дешевле, чем до Москвы.

Он продал весь свой автобизнес во Владивостоке и купил на экваторе совсем другой. Там меньше налоги, и никто не повышает каждый год пошлины. Все хорошо, но его маленькая дочка хочет обратно к бабушке и дедушке во Владивосток. Однако в Приморье мой знакомый работать не поедет. Потому что автомобильная тема умирает. Сегодня ее душит правительство вместе с трусливо помалкивающими местными властями. Завтра на пустое место явится стремительно развивающийся китайский автопром.

Сейчас в Приморье в шутку говорят: если и правда в нынешние времена национальных проектов надо ждать решительного поворота к человеку, то, быть может, нужен и еще один - под названием Правый руль и специально для дальневосточников?

Все последние семнадцать лет он уже практически осуществляется на благо этого отдаленного края. Здесь народ терпеливый, готов ждать и еще столько же лет, пока наша автопромышленность научится делать машины хотя бы на уровне подержанных японок .

annews.ru 15.12.05