15.03.05

А. Жерихов: Таможня превращается в механизм содействия внешней торговле

Интервью руководителя ФТС России А. Жерихова франко-российской газете "Рост"

С 1 января 2004 г. российская таможня перешла к работе по новому Таможенному кодексу, одна из главных идей которого состояла в снижении административного давления на участников внешнеэкономической деятельности. Можете ли Вы сказать, что это давление уменьшилось, и если это действительно так, повлиял ли этот фактор на объем внешней торговли?

С полной ответственностью могу сказать, что таможня действительно из инструмента административного давления превращается в механизм содействия внешней торговле, и роль нового Таможенного кодекса в этом процессе трудно переоценить. Новый кодекс установил принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом. Его философия нацелена на создание прозрачности в отношениях между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, на упрощение и резкое ускорение таможенных процедур в целях содействия внешней торговле, как это и предусмотрено Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, на положениях которой основан наш главный таможенный закон. В новом кодексе заложено максимально возможное количество норм прямого действия, что резко сужает возможности для чиновничьего администрирования. Достаточно сказать, что в самом законе заложен максимальный срок таможенного оформления 3 дня. Это ли не ускорение, если раньше товары на таможне могли находиться 10 дней и более. Могу с уверенностью сказать, что российские таможенники полностью справляются с этой задачей. Почти 100% внешнеторговых грузов оформляется в срок, не превышающий 3 дня, а большая их часть - в один день.

Применение элементов системы анализа и управления рисками, отказ от тотального контроля и переход к выборочности контроля, пост-аудит, внедрение электронного декларирования все это элементы снижения административного давления.

Введение нового кодекса, как мы и предполагали, способствовало ускорению товарооборота, расширению торговли и росту сбора платежей. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России за 11 месяцев 2004 г. был почти на 33,9 % выше, за тот же период 2003 г. Постоянно увеличиваются стоимостные объемы не только экспорта, но и импорта (за 10 месяцев 2004 г. на 31,9 % больше, чем за тот же период 2003 г). В 2004 г. поступление таможенных платежей в бюджет государства превысило 42 млрд. долларов это больше, чем когда бы то ни было с момента образования российской таможенной службы в 1991 г.

Есть ли практические результаты взаимодействия Федеральной таможенной службы и представителей иностранных компаний и ассоциаций бизнеса, работающих в России?

Сотрудничество с деловыми кругами в целом, и с иностранными компаниями и ассоциациями в частности, является одной из основных составляющих нашей работы. Ни одно решение, затрагивающее интересы участников внешнеэкономической деятельности, не принимается без всестороннего обсуждения на рабочей группе, в состав которой входят представители крупнейших инвесторов, ассоциаций и объединений. Постоянные партнеры по диалогу Ассоциация европейского бизнеса в России, Союз немецкой экономики, Американская торговая палата и другие. Сложилась и такая форма работы: перед принятием крупного инвестиционного решения представители иностранных компаний приходят к специалистам ФТС России для того чтобы заранее, до начала реализации проекта проговорить его таможенные аспекты. В рамках действующего законодательства мы помогаем выстроить прозрачные для нас и удобные для компании логистические схемы поставок, советуем, как лучше организовать работу по таможенному оформлению тех или иных грузов. В ФТС России организована Горячая линия , куда иностранная компания может позвонить при возникновении ситуаций, требующих срочных, не терпящих отлагательства мер. Судя по отзывам, иностранные компании ощущают и позитивно оценивают неуклонное стремление таможенной службы к налаживанию доброжелательных, открытых, партнерских отношений с бизнесом.

Какое место Франция занимает во внешнеторговом обороте Российской Федерации и, насколько, на Ваш взгляд, оно соответствует потенциалу наших экономических связей?

Сразу могу сказать, что потенциальные возможности для дальнейшего роста российско-французской торговли используются явно недостаточно. Об этом свидетельствует статистика. Судите сами: оборот нашей взаимной торговли в последние годы рос относительно высокими темпами, составив в 2003 г. 5,78 млрд., а за первые три квартала 2004 года уже 5,84 млрд. долларов. При этом российский экспорт во Францию достиг 3,43 млрд., а импорт из Франции 2,40 млрд. долларов. Однако среди внешнеторговых партнеров России Франция до сих пор остается во втором десятке, а в группе 25 стран Евросоюза она занимает лишь седьмое место. Удельный вес Франции во внешнеторговом обороте России не превышает 3 процентов. Это в 3 с лишним раза меньше, чем доля Германии и в 2 раза меньше доли Италии. Недостаточно диверсифицирована товарная структура нашей торговли. Франция поставляет в Россию, прежде всего, мясные продукты, алкоголь, медикаменты, парфюмерию, легковые автомобили. В обратном направлении идут главным образом нефть и нефтепродукты, газ, продукция химической промышленности, лес, металлы.

Как развивается сотрудничество Федеральной таможенной службы России с таможенными органами других государств, в частности с коллегами из ЕС? Когда предполагается завершить работу по совмещению таможенных документов России и ЕС?

За последний год достижение совместимости таможенных систем России и Евросоюза вышло в наших контактах на первый план. Решение этой задачи позволит существенно повысить уровень внешнеторговых отношений между Россией и ЕС, уменьшить административные барьеры на пути товарных потоков.

В настоящее время ФТС России и КЕС в рамках программы ТАСИС совместно реализуют проект Гармонизация таможенных процедур России и ЕС . Им предусмотрено проведение сопоставительной оценки применяемых в России процедур таможенного транзита и положений Конвенции об общей транзитной процедуре ЕС, анализ расхождений между ними и выработка плана действий по устранению таких расхождений. Идет энергичная работа по разработке и внедрению согласованного транзитного документа, который позволит ускорить процесс встраивания российской системы транзита в европейскую.

Некоторые элементы этой системы уже используются на Калининградском направлении в системе Калининградский транзит . Разработка российских таможенников, основывается на унификации процедур таможенного транзита в РФ и ЕС. Среднее время передачи и обработки электронного сообщения составляет не более 1 минуты. Среднее время ожидания ответа с учетом обработки информации в новой компьютеризированной системы транзита ЕС (NCTS) составляет 8-10 минут.

В работе системы применяются технологии информационного обмена с использованием возможностей новой компьютеризированной системы транзита ЕС. Впервые в истории Европейского Союза, Россия, которая не входит в эту группу, получила доступ к внешней системе таможенной службы государства-члена ЕС.

Сотрудничество российской таможенной службы с ЕС имеет и другие аспекты. В рамках программы ТАСИС эксперты таможенных служб государств Евросоюза предоставляют российским специалистам консультативную помощь. Оказывается содействие в развитии российской таможенной инфраструктуры на северо-западном направлении.

Активно взаимодействуют таможенники России и Евросоюза и в правоохранительной сфере. Российские кинологи за счет средств программы ТАСИС прошли обучение в лучших кинологических школах Европы. Идет повседневная, систематическая работа с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования отдельных видов товаров.

Насколько широко в работе российских таможенников используются новые информационные технологии?

Развитие и внедрение в практику таможенного дела современных информационных технологий является приоритетным направлением нашей работы. Это один из главных способов выстраивания прозрачных, понятных, современных взаимоотношений между торговлей и таможней.

Новый Таможенный кодекс создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров и транспортных средств. Сейчас около 10 таможенных постов работают по электронной форме декларирования, в следующем году их будет по всей стране 56. Около 100 крупных компаний уже используют эту прогрессивную технологию, позволяющую резко ускорить процесс таможенного оформления, кардинально сократить бумажный оборот, избежать непосредственного контакта таможенника и импортера. Время таможенного оформления одного большегрузного автомобиля при электронном декларировании сокращается до 20-30 минут, тогда как в обычном режиме это занимает от нескольких часов до 3-х дней. Комплексы электронного декларирования мы разворачиваем не только при поставках товаров автомобильным транспортом. Оно опробуется и на железной дороге, а в будущем году к системе будут подключены воздушные таможни Шереметьевская и Внуковская.

Новейшие информационные технологии используется и в таких современных проектах таможни, как зеленый коридор на границе с Финляндией, Калининградский транзит , о котором я говорил выше.

Внедрение информационных технологий становится важным фактором облегчения и ускорения таможенных процедур. Декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме, становится обычной практикой для российских таможен. Информационные технологии при осуществлении таможенных операций из вспомогательных становятся основными. Возникает необходимость увязывать внедряемые информационные технологии с применяемыми на сегодняшний день техническими решениями и используемым программным обеспечением. Взаимосвязанное и комплексное внедрение информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа станет в перспективе основой для создания Электронной таможни (E-Customs) в рамках электронного правительства , предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти России.

Газета "Рост"