23.09.14

Административные правонарушения: выявить и предотвратить

Борьба таможенных органов с административными правонарушениями в области таможенного дела, нарушениями таможенных правил – одно из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. Совершение административных правонарушений в области таможенного законодательства представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов РФ, в угрозе ее экономической безопасности. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны большого объема денежных средств.

В Тверской таможне задачи производства по делам об административных правонарушениях, методического руководства и контроля за производством, задачи выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, достойно выполняет отдел административных расследований. О результатах работы и о перспективах развития Тверской таможни в этом направлении рассказывает начальник отдела административных расследований Сергей Николаевич Пономарев.

- Сергей Николаевич, расскажите об основных итогах работы возглавляемого вами отдела.

С начала 2014 года Тверской таможней возбуждено 161 дело об административных правонарушениях. По результатам производства по делам об административных правонарушениях, возбужденных Тверской таможней, накладывались значительные административные штрафы, сумма которых с каждым годом увеличивается. В этом году наложено административных штрафов на сумму почти 7 млн. рублей. По сравнению с аналогичными периодами прошлых лет сумма увеличилась в несколько раз: за семь месяцев 2012 г. наложено административных штрафов на сумму более 1 млн. 482 тыс. рублей. За тот же период прошлого года – более 2 млн. 869 тыс. рублей.

С начала 2014 года было конфисковано товаров на сумму 1 млн. 925 тысяч рублей. Взыскано административных штрафов на сумму 3 млн. 120 тысяч рублей.

- Какие административные правонарушения в области таможенного дела в Тверской таможне с начала 2014 года рассматривались чаще всего?

Если говорить в общем, то в последние годы количество административных правонарушений в таможенной сфере остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ правоприменительной практики по рассматриваемому направлению деятельности, в структуре дел об административных правонарушениях в течение 2010-2014 годов преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.2, 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13, 16.18 КоАП РФ, производство по которым сопровождалось проведением административного расследования. Что касается 2014 года, то наиболее характерными административными правонарушениями в области таможенного дела в Тверской таможне явились правонарушения, квалифицируемые по:

- ч.1 и ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ - недекларирование и недостоверное декларирование товаров, общее количество возбужденных дел об АП – 38;

- по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ по факту невывоза транспортных средств физическими лицами, общее количество возбужденных дел об АП – 20;

- по ст. 16.10 КоАП РФ по факту несоблюдения перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита, общее количество возбужденных дел об АП – 15;

- по ст. 16.11 КоАП РФ по факту уничтожения, удаления, изменения либо замены средств идентификации, общее количество возбужденных дел об АП – 10.

Тверской таможней также было возбуждено 20 дел об административных правонарушениях по факту нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Следует отметить, что наблюдается положительная динамика и рост выявляемых административных правонарушений по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

- В чем Вы видите причины названных административных правонарушений?

Как правило, основная причина - это нежелание, экономия времени на реализацию декларантом своих прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством (например, нежелание осматривать и измерять подлежащие таможенному декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации). Это и невнимательность, отсутствие опыта работы декларантов по заполнению граф деклараций на товары. К причинам административных правонарушений относится также и незнание перевозчиками, водителями транспортных средств, осуществляющими перевозки товаров, своих прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Сюда входит, например, необходимость своевременно уведомлять таможенный орган о предстоящей замене транспортного средства, перевозящего товары и находящегося под таможенным контролем либо несообщение об обстоятельствах, препятствующих доставке товара в таможенный орган. Но бывают случаи, когда лица осознанно идут на совершение административного правонарушения, надеясь на невнимательность таможенных инспекторов, а также стремясь получить экономическую выгоду от незаконных действий или бездействий.

- С какими правоохранительными органами Вы работаете по направлению деятельности отдела административных расследований?

Одним из приоритетных направлений деятельности отдела административных расследований является выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с незаконной эксплуатацией на таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах. По этому направлению мы активно сотрудничаем с УГИБДД УМВД России по Тверской области. С июня 2014 года в Тверской таможне осуществлены круглосуточные дежурства сотрудников оперативных подразделений, разработан порядок взаимодействия Тверской таможни с УГИБДД УМВД России по Тверской области.

В случае приостановления нарядом ДПС УГИБДД для проверки документов транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, и возникновения обоснованных предположений о возможном нарушении законодательства, в рамках информационного обмена сотрудник таможни на основании сведений, содержащихся в АС «Авто-Транспорт», предоставляет наряду ДПС необходимую информацию в отношении данного транспортного средства и лица, переместившего его на таможенную территорию Таможенного союза.

При установлении административного правонарушения, сотрудник отдела административных расследований выезжает на место, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, изымает данное транспортное средство и помещает его на склад временного хранения.

- Сколько выявлено таких автомобилей за последнее время? Много ли рейдов проводится?

За последние 12 месяцев Тверской таможней проведено 10 рейдов. Было изъято из оборота и помещено на склад временного хранения 16 легковых транспортных средств. Возбуждено 12 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.18 (невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза) и 12 дел об административных правонарушениях по ч. 1 и 2 ст. 16.24 КоАП РФ (незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами).

В настоящее время три транспортных средства решением суда конфискованы, одно из которых уже передано для уничтожения в Территориальное Управление федерального агентства Управления государственным имуществом в Тверской области. Еще по одному автомобилю материалы были переданы в отделение дознания таможни. По результатам изучения материалов было возбуждено уголовное дело по п «а» ч. 2 ст. 194 Уголовного Кодекса Российской Федерации по факту уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере. В настоящее время производство по уголовному делу завершено, материалы переданы в Тверскую межрайонную транспортную прокуратуру для последующего направления уголовного дела в суд.

- Это только легковые автомобили? Как обстоят дела с грузовыми?

Что касается грузовых транспортных средств, то по факту их незаконного нахождения на таможенной территории Таможенного союза, за тот же период Тверской таможней было возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. В настоящее время по одному из дел Пролетарским районным судом г. Твери вынесено решение о назначении наказания в виде административного штрафа на сумму более 500 тысяч рублей с конфискацией грузового транспортного средства.

- Из каких стран чаще всего ввозятся транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах?

Автомобили ввозятся из таких стран как Латвия, Литва, Эстония, Молдова, где их стоимость в несколько раз меньше, чем на российском рынке. Например, в Латвии такой автомобиль будет стоить около 50 тысяч рублей, а на территории Российской Федерации около 300 тысяч рублей.

- Сергей Николаевич, что Вы можете сказать про информационное обеспечение, необходимое для работы отдела административных расследований?

Информационное обеспечение позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить обстоятельства дела об административном правонарушении, значительно сократить сроки проводимого расследования, что дает возможность избежать излишних экономических затрат, минимизировать процессуальные ошибки и противодействие расследованию. Необходимо сказать и о том, что внедрение новейших информационных технологий и систем в деятельность таможенных органов приводит к тому, что участники внешнеэкономической деятельности ищут новые способы, чтобы обойти таможенное законодательство, например, в сфере электронного декларирования, предварительного информирования, декларирования при помощи Интернета.

- Расскажите, пожалуйста, о перспективных направлениях. Перспективными направлениями развития информационного обеспечения расследования административных правонарушений в области таможенного дела являются: использование баз данных и информационно-коммуникационных сетей таможенной системы (ЕАИС, АИСТ-РТ21, АИСТ-М и др.); взаимодействие с другими правоохранительными органами по использованию имеющихся баз данных и массивов информации; использование современных информационных таможенных технологий и информационных систем (в том числе электронного документооборота, электронного декларирования, предварительного информирования, декларирования с помощью Интернета и др.); внедрение автоматизированного рабочего места (АРМ) должностного лица, осуществляющего административное расследование нарушений таможенных правил; ведение и использование информационных учетов в сфере административного производства для целей проводимого таможенными органами административного расследования.

- Какие цели, задачи стоят перед отделом административных расследований на ближайшую перспективу? Какие планы на будущее?

В первую очередь мы должны идти «в ногу» со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством РФ, а, следовательно, общими для всех задачами являются: совершенствование методической работы по применению административного законодательства Российской Федерации;

совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и через государственную границу Российской Федерации; повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях.

Что касается Тверской таможни и отдела административных расследований, то первоочередными задачами выступают:

- своевременное выявление административных правонарушений в области таможенного дела не только сотрудниками ОАР, но и должностными лицами таможенных постов и функциональными подразделениями таможни;

- обеспечение качества и полноты составления первоначальных процессуальных действий по делам об административных правонарушений, поскольку от этого зависит и последующая судьба дела;

- обеспечение качества и полноты проводимого административного расследования по делам об административных правонарушениях;

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, перечисление средств, полученных в результате наложения административных штрафов, в федеральный бюджет, поскольку это является «результатом работы» сотрудника отдела административных расследований;

- не менее важная задача - минимизировать прекращение дел об административных правонарушениях, в том числе отмену постановлений о назначении административных наказаний судебными органами и достойно выполнять контрольный показатель, установленный Федеральной таможенной службой.

Важно понимать, что выполнение показателей эффективности правоохранительной деятельности таможни лежит не только на сотрудниках правоохранительных подразделений. Без осознания каждым должностным лицом таможни личной ответственности не только за свой участок работы, но и за стабильную работу всего коллектива таможни невозможно выполнение задач, которые стоят сегодня перед таможенной службой и направлены на защиту экономических интересов государства.

Подготовила Анна Добродеева

Тверская таможня