03.02.12

Актуальные проблемы внедрения систем управления качеством в таможенных органах Таможенного союза и пути их решения

Вопросы и ответы

Год назад в рамках Международной научно-практической конференции «Модернизация таможенного дела -актуальные задачи современного развития ФТС России», проведенной Российской таможенной академией, я выступал с докладом «Состояние и перспективы информационного взаимодействия». За прошедшее время много сделано и многое изменилось в работе таможенных служб стран ТС, порядке их взаимодействия. И сегодня можно подвести некоторые промежуточные итоги. Кратко охарактеризую складывающееся положение с точки зрения перемен, наиболее ощутимо затрагивающих деятельность таможенных органов России.

С октября 2011 года в России действует новый порядок предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в соответствии с которым межведомственное взаимодействие организовано на принципах, значительно упрощающих гражданам и организациям контакты с федеральными органами исполнительной власти. Теперь для получения той или иной государственной услуги заявитель не обязан представлять документы и сведения, уже имеющиеся в распоряжении какого-либо из органов власти. Получить необходимую информацию в формате межведомственного взаимодействия должны сами федеральные органы исполнительной власти.

ФТС России полностью завершила работу, связанную с организацией межведомственного взаимодействия по 11 государственным услугам. В основном это относится к реестровой деятельности. Однако в настоящее время проводится работа по переводу на новый порядок функции, связанной с приемом, регистрацией, отказом в регистрации и принятием решения о выпуске таможенной декларации.

Начались работы по созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС. Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий 18 октября 2011 года одобрена Концепция развития национального сегмента системы внешней и взаимной торговли ТС и создания интеграционного сегмента Комиссии ТС. Таким образом, запущен процесс согласования действий по созданию российского и межгосударственного сегментов ИИСВВТ.

Не лишним будет отметить, что существенных результатов удалось достичь в сфере организации электронного декларирования. Доля деклараций на товары, подача которых в таможенные органы Российской Федерации осуществляется в электронном виде, по итогам года может достичь 80 процентов от всего декларационного массива.

Следует отметить и задачи по сокращению штатной численности, поставленные перед нами руководством страны. Все это говорит о качественной перестройке, происходящей в организации таможенного дела и требующей адекватных технологических, организационных и технических решений.

Унификация дает преимущества

Интеграционные процессы в современном мире, и на постсоветском пространстве в частности, продолжают динамично развиваться. 19 ноября 2011 года подписан Договор о Евразийской экономической комиссии, формируется Единое экономическое пространство.

Не буду лукавить, к сожалению, еще приходится слышать об издержках, якобы несопоставимых с преимуществами объединения, о несовместимости технологий, различиях в подходах по реализации нормативной базы ТС. Поводом для такого рода рассуждений может стать непрозрачность наших информационных систем, сохраняющаяся до сих пор взаимная настороженность по отношению друг к другу.

Между тем избранный руководством наших государств вектор на глубокую экономическую интеграцию является, на мой взгляд, единственно правильным путем полномасштабного включения в глобальные мирохозяйственные связи, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста. Поэтому все проблемы, выявленные на этапах формирования и функционирования ТС, должны быть решены как можно быстрее.

Приоритеты интеграции следует выстраивать таким образом, чтобы на первое место выдвигалось общее благо. Только через него становится возможным достижение преимуществ каждой из сторон ТС. В противном случае, если каждый будет тянуть одеяло на себя, если кто-то начнет получать больше, чем ему полагается, неминуемо возникнут противоречия и конфликты.

Допустим, мы унифицировали нормативную базу и технологии, интегрировали наши информационные ресурсы. Но если системы управления таможенными органами государств - участников Таможенного союза не претерпят изменений, то может получиться как в басне про лебедя, рака и щуку: полна телега всякого добра, но она никуда не едет.Какими должны быть эти изменения, какие принципы должны лежать в основе проводимой модернизации таможенных органов в условиях новой экономической и геополитической реальности, какой в итоге должна быть система управления таможенными органами?

Нам известны основные параметры, по которым оценивается работа таможенной службы: сокращение времени выполнения таможенных процедур, снижение непроизводственных издержек хозяйствующих субъектов, полнота и своевременность поступления таможенных платежей, эффективность противодействия преступлениям и правонарушениям. Так вот, система управления таможенными органами должна обеспечить устойчивое достижение этих параметров на уровне, соответствующем ожиданиям потребителей услуг, оказываемых таможенными органами, а именно государств Таможенного союза и участников внешнеэкономической деятельности, иных заинтересованных лиц. При этом степень удовлетворенности качеством услуг, оказываемых таможенными службами различных государств, в идеале должна быть одинаково высокой.

К сожалению, до сих пор не созданы наднациональные институты, способные беспристрастно оценить качество работы той или иной таможенной службы, выявить несоответствия, отклонения, выработать рекомендации, отсутствует система показателей и методика мониторинга, в то время когда необходимость скорейшего появления таких институтов и инструментов становится очевидной.

Хочу напомнить, что важнейшим условием существования ТС является создание одинаковых условий осуществления внешнеторговых операций с третьими странами как в части тарифных и нетарифных мер регулирования, так и в сфере проведения таможенных процедур. Когда мы не можем быть уверены в том, что условия действительно одинаковы и неукоснительно соблюдаются, трудно говорить о возможности достижения высокой степени взаимного доверия.

Доверяй, не проверяй!

Вместе с тем желание одной стороны контролировать своих партнеров, стоя в буквальном смысле за спиной коллег на территории какого-либо государства-соседа, на мой взгляд, не в полной мере отвечает принципу уважения национальных интересов. Также неуместно выглядят попытки навязать своим партнерам те или иные условия, правила, которые не закреплены соответствующими международными договоренностями.

Как же обеспечить взаимную прозрачность и в то же время не допустить вмешательства в суверенные дела? Как не обидеть друг друга в случае выявления разных подходов в применении законодательства ТС? Ответы на этот вопрос может дать система менеджмента качества и внедрение элементов международных стандартов ИСО серии 9000, адаптированных для всех таможенных служб стран ТС.

Международные стандарты предусматривают разработку унифицированного, единого для всех таможенных служб союза отраслевого стандарта; введение независимого аудита; проведение социологических исследований; рейтинг таможенных органов и выработку соответствующих рекомендаций.

Теоретическая проработка вопроса о применении международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенной деятельности проводится на базе Российской таможенной академии на протяжении целого ряда лет. И ФТС России приобрела значительный опыт освоения системы менеджмента качества. На базе Приволжского таможенного управления эта система работает и приносит конкретные результаты, в целом подтверждая на практике правильность выбранных подходов.

Сегодня на повестку дня ставится вопрос о внедрении международных стандартов ИСО серии 9000 в деятельность всего государственного аппарата. Соответствующие предложения рассматриваются в рамках рабочей группы по совершенствованию структуры и функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по административной реформе. ФТС России в числе первых всерьез занялась этой проблематикой, создав хороший методологический задел.

Мы можем и дальше развиваться самостоятельно в указанном направлении, тиражируя результаты, которые оцениваются как положительные, на все таможенные органы России. Мы можем построить и замкнуть новую систему управления на своем национальном уровне. Однако в этом случае о создании единого пространства доверия и всеобщего стремления к повышению качества на текущем этапе скорее всего говорить не приходится.

Конечно, рано или поздно синхронизацией работы таможенных служб, единообразным применением таможенных процедур заняться все равно придется, возможно, это произойдет в рамках Евразийской экономической комиссии. Но инициативу в этом вопросе национальные таможенные службы могут уже потерять. Более того, пройдет много времени, а порядок нужно наводить уже сейчас, иначе напряжение будет только нарастать.

У таможенных служб есть хорошая возможность составить ядро дальнейшей интеграции наших государств, взяв солидарный курс на непрерывное совершенствование, провозгласив улучшение качества как основную цель своего перспективного развития. Мы можем вместе определиться, каким должен быть отраслевой стандарт, какие элементы системы менеджмента качества будут наиболее востребованы и применимы, что нужно для дальнейшего совершенствования.

Целесообразно рассмотреть вопрос о формировании на площадке РТА международного центра проблем качества, работу которого было бы правильно организовать с привлечением экспертов ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан, а также независимых организаций. Этот центр может заняться формированием единообразных подходов к внедрению системы менеджмента качества, проведением анализа нормативно-правовых актов, выработкой предложений по унификации таможенных процедур, проведением внутреннего аудита.

Такой центр вполне может стать рабочим органом объединенной коллегии таможенных служб, а впоследствии и Евразийской экономической комиссии. При этом важно не путать аудиторов с контролерами и инспекторами. Главная задача аудиторов искать пути улучшения системы, а не виновных. Привлекательность стандартов ИСО серии 9000 помимо всего прочего состоит и в том, что они носят рекомендательный характер и ориентированы не на ломку систем управления, а на их последовательную трансформацию и переход в новое качественное состояние.

Решение проблем совершенствования систем управления в современных условиях, на мой взгляд, возможно лишь путем объединения усилий таможенных служб государств-партнеров в направлении совместного формирования и согласованного функционирования систем управления качеством деятельности в таможенных органах ТС.

Александр ДУРОВ Заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления

Журнал "Таможня" 03.02.12