Акцизная таможня поработает по-московски
На днях руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) решило понизить статус Северо-Западной акцизной таможни, превратив ее в один из постов Центральной акцизной таможни (Москва). При этом главный вопрос, волнующий участников внешнеэкономической деятельности, -- кто будет выдавать акцизные марки -- в ФТС пока не решен.
Как сообщили Ъ в ФТС, решение о реорганизации Северо-Западной акцизной таможни (СЗАТ) было принято накануне Нового года, а вчера в Петербург из ФТС уже прибыла бригада "ликвидаторов". Согласно приказу ФТС #1389 от 29 декабря, СЗАТ прекратит свое существование 1 апреля. На ее месте и по тому же адресу будет создан специализированный Северо-Западный таможенный пост первой категории (СЗТП) с тем же регионом деятельности, что и у СЗАТ. Четыре из шести существующих постов СЗАТ -- Белоостровский, Петергофский, Приморский и Санкт-Петербургский автотранспортный -- превратятся в отделы таможенного оформления и таможенного контроля, один -- Центральный специализированный -- будет ликвидирован, а пост Автомобильный завод на территории ЗАО "Форд Мотор Компани" будет передан в ведение Санкт-Петербургской таможни.
Причины реорганизации СЗАТ в ФТС не называют. Впрочем, по мнению ряда опрошенных Ъ руководителей таможенной службы, "искать здесь какой-то подвох не стоит, просто идет централизация управления ФТС. Ведь изначально в России была только одна московская акцизная таможня, и лишь потом в виде исключения организовали еще Северо-Западную. В других регионах до сих пор работают только посты акцизной таможни Москвы. Кстати, после акцизной такая же централизация ожидает и энергетические таможни". Источники Ъ в ФТС полагают, что с точки зрения таможенных процедур разницы между таможней и постом первой категории (то есть постом, зарегистрированным в качестве самостоятельного юр.лица) практически нет, разве что начальника поста будут назначать из Москвы.
С другой стороны, на практике у участников внешнеэкономической деятельности и бизнесменов, которым приходится постоянно сталкиваться с акцизной таможней (поставщики алкогольных напитков, сигарет, автомобилей и т. п.), могут возникнуть различные проблемы, начиная от ошибок в кодах вновь образованных подразделений и заканчивая возможной потерей каких-то личных контактов. Наиболее серьезный вопрос, который волнует сейчас поставщиков подакцизных товаров: кто после 1 апреля будет выдавать акцизные марки? (Сейчас это делает СЗАТ.) Как сообщил Ъ заместитель начальника СЗАТ Вячеслав Алехин, "этот вопрос ФТС еще не решила. Мы надеемся, что марки останутся здесь, но это лишь пожелание, а решение будет принимать Москва".
Коммерсант kommersant.ru 26.01.07