14.12.21

Александр Прохоров о динамике столичного экспорта

Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, о влиянии пандемии на меры поддержки экспорта.

В спорте есть такое понятие, как «синдром второго сезона». Это когда игрок или команда после эффектного дебюта не оправдывает надежд в следующем сезоне. Поэтому для нас в этом году после хороших экспортных показателей роста 2020-го стояла непростая задача — сохранить положительную динамику. Приятно отметить, что нам это удалось.

В январе—августе 2021 года несырьевой неэнергетический экспорт Москвы достиг $20,13 млрд (в текущих ценах), показав прирост на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня продукция московских компаний поставляется в 180 стран, а среди главных импортеров — Казахстан, Белоруссия, США и Германия.

Что Москва отправляет за рубеж? Если говорить о промышленном экспорте, то это механическое оборудование, куда входят продукция и техника, которую используют на зарубежных производствах, например фильтровальное оборудование, телекоммуникационная аппаратура; пластмасса и разнообразные изделия из нее, например детские товары и игрушки; автотехника и комплектующие к ней; оптика, измерительные приборы и медицинская техника. Значительный объем экспорта промышленной продукции приходится на США, страны Евросоюза и Юго-Восточной Азии.

Экспорт продукции агропромышленного комплекса Москвы в январе—августе 2021 года достиг $2,36 млрд. Прирост относительно аналогичного периода прошлого года не такой серьезный, как прирост несырьевого неэнергетического экспорта в целом, но внушительный — 7,4%. В структуре товарных поставок наибольшую перспективу представляет продукция пищевой промышленности Москвы. Это, например, экспорт кондитерских изделий, в первую очередь шоколада и других органических товаров, молочной продукции — сыров и прочих кисломолочных продуктов, мяса и готовых мясных изделий, колбас и снеков. Экспорт готовой пищевой продукции растет как в денежном выражении, так и в натуральном объеме. Главные импортеры столичных товаров агропромышленного комплекса — страны ближнего зарубежья и Ближнего Востока. Таким образом, московские компании не только обеспечивают внутренний спрос и потребности соседних регионов, но и поставляют продукцию на зарубежные прилавки. Это особенно важно в нынешнее время, когда мировой рынок продовольственных товаров отличается нестабильностью ввиду различных факторов, связанных в том числе с нарушением цепочек глобальных поставок.

Рост экспортных поставок в 2021 году объясняется в первую очередь высокой активностью московских компаний на зарубежных рынках и тем, что компании оперативно подстроились под новые экономические вызовы. Власти города со своей стороны также сделали все возможное, чтобы поддержать экспортеров в этом. Например, налоговые и имущественные льготы, целевые субсидии и другие финансовые меры помогают предприятиям наращивать мощности, запускать новые производственные линии и расширять ассортимент поставляемой в другие страны продукции. А нефинансовые меры поддержки, которые для экспортно ориентированных компаний столицы оказывает Центр «Моспром», помогают найти новые каналы и рынки сбыта продукции, а также укрепиться и нарастить экспорт на действующих рынках. Так, за девять месяцев 2021 года Центр «Моспром» в рамках реализуемых бесплатных мер поддержки для московских предприятий провел 12 бизнес-миссий по поиску потенциальных зарубежных покупателей и организовал участие в 7 международных выставках. В них приняли участие 110 столичных экспортеров, которые провели более 1,2 тыс. B2B-встреч с потенциальными покупателями продукции. Среди целевых рынков — страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы, Юго-Восточной Азии и Африки.

Качественно выйти на целевой рынок помогает первый в России цифровой тест экспортной готовности АДЕПТ 7, разработанный в этом году нашими специалистами. Это аналитическая модель, которая позволяет определить перспективы конкретного продукта на конкретном рынке. Услуга для московских компаний бесплатна. Она позволяет экономить время и человеческие ресурсы внутри компании за счет цифрового характера теста.

Москва сегодня лидер в несырьевом неэнергетическом экспорте России — наиболее приоритетном и перспективном направлении внешней торговли нашей страны. При этом приоритетность подчеркнута на самом высоком уровне: в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» перед отечественными экспортерами стоит задача по повышению объема поставок в несырьевом сегменте на 70% к 2030 году. И это не просто плановый показатель, который необходимо выполнить — за этими цифрами стоит еще более серьезная и обширная задача по диверсификации российской экономики, уходу от сырьевой направленности внешней торговли в сторону экспорта высококачественных и высокотехнологичных товаров. Такая задача нам по плечам, и динамика роста несырьевого неэнергетического экспорта (как московского, так и российского) из года в год доказывает, что потенциал в этом направлении у нас высокий — важно лишь его правильно поддержать.

Коммерсантъ Приложения