09.08.06

Амнистия, но не совсем

На прошлой неделе Конституционный суд РФ вынес определение, которое российские автолюбители поспешили окрестить амнистией для иномарок .

Конституционный суд освободил добросовестных приобретателей автомобилей, незаконно ввезенных в Россию, от уплаты таможенных пошлин. Государственные органы не вправе также отныне запрещать гражданину эксплуатацию автомобиля, не прошедшего таможенное оформление.

Пока ни в Тульской таможне, ни в УГИБДД никаких ведомственных документов, раскрывающих механизм действия определения Конституционного суда РФ, не поступало. Но, как заверил нас заместитель начальника Тульской таможни по правоохранительной работе Валерий Сазонов, у нас и без того никогда не взимали пошлину с лиц, которых суд признавал добросовестными приобретателями.

По мнению В. Сазонова, определение Конституционного суда запоздало, как минимум, лет на пять. В 1999-2000 году в Россию ввозилось огромное количество машин с подложными документами. Только в Туле за год расследовалось до 30 дел по неуплате таможенных пошлин. В этом году всего одно. Речь о джипе Тойота лэнд круизер 2000 года выпуска. Владелец иномарки приобрел ее в 2002 году в Москве, заплатив 1 миллион 182 тысячи рублей. По всем документам выходило, что джип абсолютно чист: справка из Центральной акцизной таможни (г. Москва) утверждала, что машина легально пересекла границу с уплатой всех таможенных пошлин. Но в мае этого года тульские таможенники установили, что справка из ЦАТ подделка, то есть автомобиль не что иное, как контрабанда.

Сейчас установлено, что владелец джипа добросовестный покупатель. Уголовное дело, возбужденное по факту контрабанды, приостановлено за отсутствием лица, совершившего данное преступление. Установить, кто именно ввез джип из-за границы и фальсифицировал документы, не представляется возможным. Но если вопрос с уплатой таможенных пошлин для владельца джипа снят, то ограничения по распоряжению машиной (купля-продажа), несмотря на появление упомянутого определения Конституционного суда, остаются. Гражданин по-прежнему не сможет снять этот автомобиль с учета в РЭО ГИБДД и продать его.

Ничего не меняет определение Конституционного суда и для людей, купивших автомобили (как ввезенные из-за границы, так и отечественного производства) с признаками подделки номеров основных узлов и агрегатов. По данным УГИБДД, с начала этого года в регистрационно-экзаменационных подразделениях Тульской области автоинспекторы выявили 246 транспортных средств с подобными изменениями. Лишь 59 покупателей перебитых машин, по решению следственных органов, получили право на государственную регистрацию своего транспортного средства, не потеряв потраченных денег.

Не относится определение Конституционного суда и к машинам, которые числятся в розыске, как федеральном, так и международном. Факт добросовестного приобретения такого автомобиля лишь освобождает от уголовной ответственности за хищение. Ответ на вопрос о том, останется ли машина в собственности такого покупателя, зависит от позиции его настоящего владельца. Хотя, по логике, и тут закон должен защищать интересы добросовестного приобретателя: оставлять ему купленную машину либо возвращать затраченные деньги, разыскивая и привлекая к ответственности того, кто ему этот автомобиль продал.

Кстати, сотрудники ГИБДД признают, что порой и в базах данных Интерпола содержатся ошибки. Например, в Польше в черные списки вносят и машины, на которых когда-то перемещался опасный преступник. Транспортное средство могли вполне законно привезти в Россию и продать, но, пока автомобиль не вычеркнут из базы данных, поставить его на учет в России гаишники не имеют права.

Молодой коммунар; 09.08.06