23.06.05

Авиапошлины идут на снижение.

Вчера гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Валерий Безверхний сообщил, что к 16 августа Минтранс и Минпромэнерго представят Минэкономразвития согласованные предложения о временной отмене пошлин на ввоз иностранных самолетов. Минэкономразвития, со своей стороны, обязуется в течение двух месяцев после этого вынести вопрос на рассмотрение правительства. Чиновники утверждают, что давно ожидаемое авиаперевозчиками открытие границы для иномарок может произойти уже в этом году. Сейчас при ввозе иностранных самолетов российские авиакомпании выплачивают в бюджет НДС и таможенную пошлину (в сумме 40% от стоимости воздушного судна). В результате значительное количество иномарок эксплуатируют только два перевозчика, освобожденные правительством от уплаты ввозных платежей,- "Аэрофлот" (31 самолет) и "Трансаэро" (13 самолетов).
Впрочем, из-за 50-процентного роста цен на керосин в 2004 году и низкой топливной эффективности отечественных самолетов с 2004 года использование иностранных воздушных судов начали также "Сибирь", "Красэйр", "ВИМ-Авиа", в этом - "Калининградавиа", планирует "Пулково". Правда, получить льготы по ввозным платежам никому из них не удалось. В последние полгода госчиновники делают осторожные заявления о временной или частичной отмене пошлин на иностранные самолеты, аналоги которых не производятся в России, однако до сих пор дальше разговоров дело не шло. Вчера тема пошлин получила неожиданно широкое обсуждение на конференции по финансированию воздушного транспорта в России и СНГ, организованной Airfinance Journal.
Тон задал замминистра транспорта Александр Мишарин, заявивший, что авиакомпаниям "необходима скорейшая модернизация парка с частичным снятием заградительных пошлин на ввоз воздушных судов". "Сохранение конкурентоспособности российских перевозчиков невозможно без приобретения судов, аналогичных тем, что используются западными авиакомпаниями,- пояснил чиновник.- Правительство должно принять решение по этому вопросу уже в текущем году".
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК - госкомпания, которая должна в ближайшие несколько лет объединить все подконтрольные государству авиастроительные предприятия) Валерий Безверхний пообещал, что концепция проекта по отмене пошлин может быть представлена уже 16 августа в рамках авиасалона МАКС 2005. А советник главы Минэкономразвития Игорь Коньков заверил, что после того, как Минтранс и Минпромэнерго представят согласованное предложение по этому поводу (документально оно пока не готово), ведомство в течение двух месяцев вынесет его на обсуждение правительства.
Детали инициативы госчиновники не разглашают. Господин Безверхний не исключил, что речь идет о пакетном соглашении: перевозчики обязуются купить определенное количество отечественных самолетов в обмен на возможность беспошлинного ввоза иномарок. В ОАК также уточнили, что преференции могут коснуться в основном региональных самолетов (до 100 мест) - до тех пор пока не будет готов RRJ, разрабатываемый компанией "Сухой".
Аналогичный российско-украинский Ан-148 в качестве альтернативы устаревшим Ту-134 и Як-42, похоже, даже не рассматривается. По сути, речь идет о той же схеме, что использовали "Аэрофлот" и "Трансаэро". Отметим, что ни та, ни другая авиакомпания до сих пор не выполнили данное много лет назад правительству обещание по приобретению российских воздушных судов. Опрошенные Ъ авиастроители отнеслись к инициативе госчиновников сдержанно.
"Наша позиция проста. На типы судов, которые в ближайшие несколько лет производиться в России не будут, возможны послабления. А по существующим они преждевременны,- говорит гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." Александр Рубцов.- Перечень типов обсуждать не готов, этот вопрос требует осторожного и внимательного анализа". "Я сторонник гибкого подхода к защите авиапрома. Строгие запреты - плохо, но и полностью отказываться от поддержки авиапрома неправильно",- заявил Ъ заместитель генерального конструктора ОАО "Туполев" Олег Алашеев.

Газета Коммерсанть