25.03.09

Автокомпании объединились в борьбе против "серых" поставщиков

На войне как на войне. Хочешь выжить — готовься к атаке. Глобальный экономический кризис испортил "весь праздник" производителям и дилерам, привыкшим к тому, что российский автомобильный рынок растет как на дрожжах и практически за любой моделью выстраиваются огромные очереди. Теперь, когда приходится бороться за каждого покупателя, автокомпании и их официальные импортеры и дилеры объединились в борьбе против общего врага - "серых" поставщиков.

Раньше показатели продаж на российском рынке позволяли иностранным автопроизводителям не обращать внимание на так называемый параллельный импорт. Однако те мирные времена канули в Лету. Теперь автокомпании и их "белые" лицензиаты и дилеры обвиняют неофициальных импортеров в нарушении прав интеллектуальной собственности и недобросовестной конкуренции. "Серые" же в свою очередь доказывают, что "официалы" просто-напросто пытаются монополизировать рынок.

Свою "военную кампанию" нелегальные поставщики начали с попытки добиться упразднения таможенного реестра. Напомним, что в 2003 году Федеральная таможенная служба России создала Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который автокомпании внесли данные о своих официальных импортерах. В том случае, когда поставщики, не указанные в реестре, пытаются ввезти в РФ продукцию этих компаний, таможня должна задержать товар и сообщить об этом правообладателю.

Самый "громкий" подобный случай произошел в 2007 году, когда Таможенной службой РФ был задержан автомобиль Porsche Cayenne S, ввезенный в страну компанией "Генезис", не являющейся официальным дилером Porsche. Тогда ООО "Порше Руссланд", владеющее лицензией на использование в России товарных знаков Porsche и Cayenne, обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о нарушении права на товарный знак. Таможня в свою очередь обратилась в арбитражный суд Москвы, который изъял автомобиль.

Впоследствии ООО "Генезис" подало жалобу в Высший Арбитражный Суд РФ, признавший конфискацию незаконной на основании того, что продукция не являлась контрафактом. Однако по мнению некоторых адвокатов, если таможня будет задерживать только контрафактные товары, то реестр потеряет всякий смысл. С ними согласны и автопроизводители, организовавшие в рамках Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) рабочую группу по борьбе с параллельным импортом, которая уже взаимодействует с ФТС РФ, Экспертным советом по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности при Думе РФ и правительством страны.

Как заявляют представители автокомпаний, в первую очередь от действий неофициальных импортеров страдает само государство, поскольку "нелегалы" не платят соответствующие таможенные пошлины, используют различные "серые" схемы минимизации затрат и не следуют прозрачным правилам ведения бизнеса.

Кроме того, страдают и потребители, которые, позарившись, на низкие цены, приобретают продукцию без гарантийного сертификата и зачастую неадаптированную к российским требованиям безопасности. При возникновении какой-либо проблемы, покупатель вынужден проводить ремонт машины за свой счет. А еще такие автомобили могут оказаться опасными для жизни или здоровья потребителя.

И, разумеется, из-за "серых" дилеров несут убытки сами автопроизводители, их лицензиаты и официальные дилеры, которые регулярно вкладывают крупные суммы в исследование рынка, рекламу, развитие дилерских и сервисных сетей, в то время как "неофициалы" работают на готовой инфраструктуре.

По мнению генерального директора и президента ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" Юргена Зауэра, если правительство пойдет на уступки "серым" дилерам, то предоставит им неоправданные преимущества перед официальными дилерами и сделает неконкурентоспособными цены последних.

Он сообщил, что в прошлом году в России было продано около 3,5 тыс. автомобилей Mercedes-Benz, ввезенных в страну без согласия производителя. При этом по данным АЕБ, за прошлый год официальные дилеры марки реализовали в РФ 16 764 машины. Таким образом доля "серой" продукции составила около 20% от реализованной через авторизованные центры компании. Согласно данным г-на Зауэра, в 2008 году в России "серые" дилеры продали комплектующие для автомобилей Mercedes-Benz на сумму 80 млн евро, что составляет около 40% от общего оборота. По его словам, если подсчитать нелегальные продажи комплектующих всех марок, то эта цифра увеличится до 1 млрд евро.

Однако у каждой медали есть своя оборотная сторона. Помимо привлекательных цен неофициальные дилеры могут предложить покупателям куда более широкий ассортимент, нежели официальные. Например, компактный автомобиль Smart ForTwo до сих пор не представлен в фирменных салонах Mercedes-Benz в России. Кроме того, "серые" дилеры могут доставить любую модель гораздо быстрее официальных, а искушение стать первым владельцем машины, продажи которой еще не начались, всегда велико.

AutoNews; 25.03.09