23.03.07

Автоперевозчиков уличили в уходе с маршрута

Таможня выставила АСМАП счет на $11 млн за финских партнеров.

Как стало известно Ъ, Федеральная таможенная служба (ФТС) на этой неделе предъявила 40 исков к Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) на сумму свыше $2,4 млн. Таможенное ведомство пытается взыскать с АСМАП средства за "недовоз" товаров в место назначения. Подавляющую часть правонарушений совершили финские компании-перевозчики.

Федеральная таможенная служба подала вчера 40 исков против Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) на общую сумму свыше $2,4 млн в арбитражный суд города Москвы. Информация об этом размещена на официальном сайте суда. Высокопоставленный источник в ФТС рассказал Ъ, что подача исков к АСМАП вызвана тем, что "перевозчики и АСМАП не исполняют своих обязанностей по уплате таможенных платежей, а также доставке товаров по процедуре международных дорожных перевозок (МДП)".

Представитель ФТС напомнил, что ст. 90 Таможенного кодекса России обязывает перевозчика уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги в том случае, если иностранный товар не доставлен в таможенный орган назначения. Однако бремя выплаты в случае "недовоза" может взять на себя гарантийное объединение. Это предусматривает Таможенная конвенция о международной перевозке грузов (Конвенция МДП, Конвенция TIR), одно из главных международных соглашений в области автомобильного транспорта.

Конвенция предусматривает упрощенные процедуры пересечения границ (в этом случае грузы, перевозимые в опломбированных дорожных транспортных средствах или контейнерах, не досматриваются на промежуточных таможнях), что привлекательно для перевозчиков. Таким национальным гарантийным объединением в России является АСМАП, насчитывающая свыше 1,5 тыс. членов. Гарантийный взнос составляет $8 тыс., а при оформлении документов на каждую перевозку уплачивается $70, сумма страховки при этом составляет $50 тыс. АСМАП использует систему электронного компьютерного подтверждения доставки груза "Safe-TIR".

Но АСМАП не исполнила своих обязательств, и ФТС обратилась с исками в суд, пояснил источник в таможенном ведомстве. По его словам, по состоянию на 22 марта этого года ФТС подала в арбитражный суд города Москвы 94 исковых заявления к АСМАП о взыскании таможенных платежей и пеней на сумму свыше $11 млн, в том числе 84 иска (600 случаев) предъявлены к АСМАП в связи с недоставкой иностранных товаров в 2004 году финскими компаниями, специализирующимися на перевозках. Источник в ФТС заявил, что в арбитражный суд города Москвы будет направлено еще около 60 исковых заявлений на сумму свыше $9 млн. Таким образом, общая сумма взыскания может составить $20 млн. Судебные разбирательства назначены на апрель 2007 года.

Вице-президент АСМАП Алексей Васильков признался в беседе с Ъ, что "такой одномоментный всплеск исков стал неожиданным для АСМАП". "Обсуждение проблемы 'недовоза' товаров уже было между руководством АСМАП и главой ФТС Андреем Бельяниновым, и частично претензии были урегулированы, например, в некоторых случаях перевозчики уже произвели таможенные платежи",– рассказал господин Васильков. Он согласен с тем, что подавляющая часть исков касается финских компаний – их названия не раскрываются. "Мы заинтересованы в объективном рассмотрении дел и цивилизованном урегулировании проблемы",– сказал вице-президент АСМАП.

По словам старшего юриста компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Елены Белозеровой, российская таможня не первый раз испытывает проблемы с иностранными перевозчиками, в том числе финскими. "Перевозчики, стараясь минимизировать затраты, если у них не хватает необходимых бумаг или есть несоответствия между документами и грузом, как бы 'теряют' груз",– рассказала Елена Белозерова. По ее словам, недостача товара обнаруживается не сразу, а найти иностранного перевозчика и предъявить ему претензии трудно. "С российскими перевозчиками все проще и по-домашнему: машину всегда найдут, найдут водителя и взыщут с него",– отметила юрист. Она уверена, что за счет внедрения в таможенные органы внутренней информсистемы, позволяющей отслеживать весь путь груза, можно решить проблему.

Представитель ФТС также заявил, что таможенники возлагают большие надежды на внедрение системы предварительного декларирования: в этом случае таможенник может контролировать груз "от двери до двери". Однако эту систему необходимо законодательно закрепить и сделать обязательной для всех, резюмировал таможенник.

Коммерсантъ; 23.03.07