10.07.07

"Автотор" вывозят из особой экономической зоны

С начала 2008 года завод может лишиться всех льгот.

Минпромэнерго и Минэкономразвития готовят постановление правительства о полном лишении калининградского ЗАО "Автотор" таможенных льгот на ввоз автокомпонентов. Если оно будет подписано, с 1 января 2008 года предприятие может остановиться. По версии руководства "Автотора", его проблемы связаны с конкурентной борьбой с группой СОК за право сборки автомобилей Kia. В СОКе это опровергают, но говорят, что готовы выкупить бизнес "Автотора" по выпуску этой марки.

Вчера глава совета директоров "Автотор-холдинга" Владимир Щербаков рассказал, что с 1 января 2008 года завод "Автотор" может лишиться всех льгот как резидент ОЭЗ Калининградской области. Статус резидента ОЭЗ позволяет заводу беспошлинно импортировать автокомпоненты для сборки автомобилей Chevrolet, Kia, Chery, BMW, Cadillac, Hummer и Yuejin. Как пояснил господин Щербаков, профильные ведомства (Минпромэнерго, Минэкономразвития и Федеральная таможенная служба) подготовили проект постановления правительства, который оставит "Автотору" льготы, только если он переведет все названные проекты на полный цикл сборки -- со сваркой и окраской кузова. И тогда, по мнению господина Щербакова, "Автотору" "наверняка грозит остановка и банкротство", поскольку локализовывать сварку и окраску кузова премиальных марок (BMW, Cadillac, Hummer) экономически нецелесообразно -- объемы их продаж и сборки для этого слишком малы.

Владимир Щербаков уверен, что давление министерств на "Автотор" -- следствие "корпоративного конфликта завода с самарской группой СОК за право сборки корейской марки Kia". Господин Щербаков пояснил, что инициатором проекта постановления выступил экс-президент СОКа, член Совета федерации Рустем Шиянов, а сам конфликт длится с лета 2005 года. К тому моменту "Автотор" уже собирал Kia, а СОК получил право сборки модели Spectra на своем заводе "ИжАвто". С тех пор между "Автотором" и СОКом, по словам главы "Автотор-холдинга", идет борьба за статус генерального партнера Kia в России. "СОК недавно заявил, что будет собирать у себя новую модель Cee`d, однако эту сборку получили мы,-- привел пример Владимир Щербаков.-- В итоге сенатор Шиянов обратился с просьбой провести проверку нашей работы буквально ко всем: Михаилу Фрадкову, Виктору Христенко, Герману Грефу, Генпрокуратуре. Параллельно СОК регулярно предлагает нам продать бизнес по сборке Kia, обещая заплатить нам маржу за два-три года вперед, но мы отказываемся". Он добавил, что инициатива лишения "Автотора" действующих льгот "незаконна", потому что ему, как резиденту ОЭЗ, гарантированы эти льготы на период до десяти лет.

Чиновники уже ограничили "Автотор" в льготах: в апреле его обязали организовывать сварку и окраску кузова по всем будущим проектам (Ъ предсказывал это 9 февраля). Это также было сделано по запросу Рустема Шиянова (см. Ъ от 23 июня 2006 года). Вчера господин Щербаков уточнил, что введенное ограничение касается сборки новых брэндов. Кроме того, он уточнил, что "Автотор", чтобы "застраховать" сборку моделей BMW, GM и Kia, пролонгировал по ним контракты до 2009-2010 годов. Как отмечают источники Ъ, именно пролонгация стала причиной недовольства федеральных чиновников.

В пресс-службе группы СОК Ъ заверили, что "не могли инициировать разбирательств чиновников с 'Автотором'", а действия Рустема Шиянова комментировать отказались, поскольку он уже не работает в группе. "Но мы, как и все остальные автопроизводители России, не понимаем, почему у 'Автотора' больше преференций, чем у других участников рынка",-- подчеркнул представитель СОКа Дмитрий Румянцев. Конкуренции за право сборки Kia, по его словам, между компаниями нет. "Однако если нам поступит предложение о выкупе бизнеса 'Автотора' по сборке Kia, мы готовы его рассмотреть",-- добавил господин Румянцев. В российском офисе BMW от комментариев отказались, а телефон пресс-секретаря General Motors в России Ирины Калашниковой вчера не отвечал.

В Минпромэнерго отказались комментировать вчерашнее заявление господина Щербакова. В Минэкономразвития Ъ подтвердили, что "есть идея лишить 'Автотор' действующих льгот с начала 2008 года", однако она пока не оформлена документально. Источник в одном из профильных ведомств пояснил Ъ, что судьба "Автотора" обсуждалась чиновниками на совместном заседании 29 июня -- тогда же, когда было принято решение отказать инвесторам собирать в России китайские брэнды (см. Ъ от 3 июля). "Скорее всего, проект постановления (о котором говорит господин Щербаков.-- Ъ) будет принят и подписан до конца года",-- говорит собеседник Ъ. Мнение господина Шиянова в этом вопросе, по его словам, не было определяющим. По словам чиновника, "отверточная" сборка на "Автоторе" -- всего лишь способ обхода таможенных пошлин на импорт новых иномарок в Россию (25%), который "должен прекратиться как можно скорее".

Коммерсантъ; 10.07.07