29.08.08

Автозаводы пошли на второй круг

Вчера на московском автосалоне вице-премьер Игорь Сечин провел второе совещание с руководителями российских автозаводов. Первое прошло в конце мая под председательством Владимира Путина. Тогда был в целом одобрен беспрецедентный комплекс мер по поддержке отечественного автопрома, в основном направленный на вытеснение с рынка подержанных машин. Вчера выяснилось, что реализация мер застопорилась: против них возражают Минэкономразвития, Минфин и Федеральная таможенная служба (ФТС).

Вчера московский международный автосалон посетил вице-премьер Игорь Сечин. Он осмотрел стенды АвтоВАЗа, Sollers (бывшее ОАО "Северсталь-авто"), группы ГАЗ, альянса Renault-Nissan, заглянув на стенды Honda и Mazda. Чиновника сопровождали главы всех российских заводов — Борис Алешин (АвтоВАЗ), Вадим Швецов (Sollers), Сергей Занозин (группа ГАЗ), Сергей Хогогин (КамАЗ) и Константин Лаптев (ЗИЛ). Вернувшись на стенд АвтоВАЗа, Игорь Сечин сообщил, что доволен увиденным, но отрасли "все равно нужна поддержка". "Там остались вопросы — мы их решим",— пояснил вице-премьер и удалился на совещание с руководителями автозаводов.

Фактически это была первая "общеотраслевая" встреча Игоря Сечина с представителями автопрома после совещания под председательством премьера Владимира Путина в ОЭЗ "Алабуга" в Татарии 27 мая. Тогда с подачи господина Сечина был представлен, обсужден и в целом одобрен беспрецедентный комплекс мер по поддержке отечественных автопроизводителей. Готовили предложения сами заводы, включив в перечень все возможные аспекты — от продления режима промсборки до увеличения транспортного налога на старые автомобили. В целом лейтмотивом комплекса мер стало вытеснение с рынка подержанных машин.

Казалось, что поддержка Игоря Сечина открыла перед автопромом зеленую улицу. Действительно "комплекс мер" был в течение трех дней утвержден Минпромторгом и направлен на согласование в другие министерства и ведомства. Однако вчера выяснилось, что дальше дело не продвинулось. Как рассказали "Ъ" ряд участников встречи с вице-премьером на автосалоне, речь шла именно о забуксовавшем "комплексе мер". "Только в августе мы получили ответы от Минфина, Минэкономразвития, ФТС,— пояснил "Ъ" руководитель одного из автозаводов.— Очень многие из предложений были отклонены или просто остались без ответа". Так, Минэкономразвития до сих пор не поставило своей визы на проект повышения импортных пошлин на подержанные автомобили. Предложение о введении запретительных пошлин на ввоз окрашенных кузовов (для полной ликвидации отверточной сборки) без движения лежит в аппарате правительства. Но активнее всего протестует Минфин — он поставил отрицательные заключения почти на всех предложениях, имеющих отношение к тарифному регулированию. Эту информацию "Ъ" частично подтвердил Вадим Швецов (Sollers выступала одним из основных разработчиков проекта), пояснив, что "не все готовы к нововведениям по тарифному регулированию рынка".

Источники "Ъ" среди российских производителей уточняют, что Минфин выступил против повышения транспортного налога (для юридических лиц) и тарифов ОСАГО для подержанных автомобилей. Это одни из центральных элементов "комплекса мер". По данным объединения автопроизводителей России, до 30% российских автомобилей сегодня старше 20 лет, до 16% — старше 18 лет. Ранее сам господин Швецов признавал, что конкурировать с вторичным рынком будет едва ли не сложнее, чем с новыми иномарками. Телефоны профильных чиновников Минфина вчера не отвечали, однако отрицательная позиция министерства по ОСАГО известна.

Господин Швецов предметно комментировать переговоры с министерствами не стал, пообещав лишь, что к сентябрю-октябрю стороны все равно договорятся. "Даже если что-то из документа исчезнет, все равно на 80% он будет состоять из наших предложений",— сказал топ-менеджер. Однако отраслевые эксперты полагают, что автозаводы будут "биться до последнего". Иван Бончев из Ernst & Young отмечает, что тарифное регулирование — ключевой для автопроизводителей момент. Михаил Пак из ИФК "Метрополь" добавляет, что идти на компромиссы при утверждении "комплекса мер" автозаводам бессмысленно. "Это единственный за многие годы документ, в котором применен комплексный подход к развитию автопрома,— отмечает аналитик.— Если из него выкидывать части, потеряется эффективность в целом". Господин Пак уверен, что автозаводы применят "весь свой лоббистский ресурс", чтобы преодолеть сопротивление министерств и ведомств. Игорь Сечин, как говорят источники "Ъ", вчера выразил готовность в этом помочь.

Коммерсант 29.08.08