07.11.17

Балтийская таможня: КПС «Портал Морской порт»

С 1 июля 2016 года на всех таможенных постах Балтийской таможни начал функционировать КПС «Портал Морской порт». Единая информационная платформа объединяет стивидоров, морских перевозчиков и государственные контрольные органы, версия интегрирована с информационными системами пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Технология предусматривает поэтапное представление сведений о товаре, грузах и судне заинтересованными лицами и перевозчиками на разных стадиях технологического процесса по мере получения информации и подготовки документов.

Объектом автоматизации является информационное взаимодействие участников морских перевозок, а также межведомственное информационное взаимодействие таможенных органов ФТС России с иными государственными контрольными органами и администрацией порта при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля при прибытии и убытии морских судов и перевозимых ими товаров в морском порту.

Любой из участников может передавать информацию, получать информацию или быть одновременно источником и получателем информации на различных стадиях и в процедурах процесса.

КПС «Портал Морской порт» позволяет осуществлять предоставление предварительной информации о товарах и пакета электронных документов и сведений о планируемом прибытии на ЕАЭС территорию морских и речных судов.

При убытии морского судна КПС «Портал Морской порт» позволяет предоставлять пакет электронных документов и сведений о планируемом убытии с территории ЕАЭС морских и речных судов, поручения на погрузку товаров на судно, принимать решения в отношении погрузки товаров на судно и оформление результатов государственного контроля.

За период с 1 января 2017 года по 1 ноября 2017 года заинтересованными лицами было подано 575 ПИТ (предварительная информация о товарах) и 1419 ПДС (пакет электронных документов и сведений).

На сегодняшний день в КПС «Портал Морской порт» осуществляют предоставление предварительной информации 32 судоходных линий и агентских компаний, работающих в регионе деятельности Балтийской таможни. Доля судозаходов, в отношении которых поданы ПДС, составляет 15,5 %.

Стоит отметить, что применение Балтийской таможней КПС «Портал Морской порт» позволило сократить сроки совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых этими судами.

В тоже время наполнение Портала Морской порт информацией в объеме, сравнимом с объемом сведений содержащихся в предварительной декларации на товары, позволит эффективно и своевременно оценивать уровень риска на этапе прибытия товаров, а применение Портала Морской порт участниками ВЭД на низком уровне, в свою очередь не позволяет применять возможности Портала как одного из механизмов оценки уровня рисков в отношении прибывающих товаров.

В рамках внедрения КПС «Портал Морской порт» Балтийской таможней проведен ряд совещаний и рабочих встреч с представителями Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», представителями судоходных линий, стивидорных компаний, а также агентирующих компаний, таможенных представителей, грузополучателей.

На таможенных постах на постоянной основе проводятся рабочие встречи и разъяснительная работа с представителями заинтересованных лиц и организаций о необходимости внедрения и применения в своей практике «Портала Морской порт».

Совместно с рядом агентов морских линий, стивидорных компаний и участников ВЭД Балтийская таможня с октября 2016 года успешно проводится ряд экспериментов, например, таких как формирование судового дела в электронном виде, осуществление однократной проверки всеми государственными контролирующими органами в одном месте, а также эксперимент «выпуск товаров до окончания выгрузки с борта судна», цель которого добиться реализации права участника ВЭД выпускать грузы непосредственно с борта судна (п.19.14 Распоряжения правительства 1125-р «Дорожная карта»).

На основании наработанной практики, Балтийской таможней на постоянной основе выявляются проблемные вопросы, вырабатываются предложения по их решению и расширению практики эксплуатации Портала в регионе деятельности Балтийской таможни, повышения эффективности его взаимодействия с иными программными средствами, эксплуатируемыми таможенными органами.

Пресс-служба СЗТУ