06.07.18

Беларусь. Бизнесу дают добро

Определение стоимости товара и сокращение бумажных процедур — какие еще вопросы возникают у предпринимателей при сотрудничестве с таможней

На заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте было жарко: представители Таможенного комитета отвечали на наболевшие вопросы и претензии со стороны бизнеса. Одной из ключевых проблем предприниматели обозначили корректировку таможенной стоимости товара и сложный бумажный механизм подтверждения контрактной цены. Обсуждение спорных вопросов позже продолжилось и на расширенном заседании общественно-консультативного совета при Минской региональной таможне. Причем во время дискуссии мнения деловых кругов разделились. Одни уверены: таможенное администрирование необходимо упрощать. Другие убеждены: именно принципиальность не дает разгуляться «серым» схемам, как в сопредельных государствах. Корреспондент «Рэспублікі» выслушала мнение всех сторон диалога.

Время — деньги

Начальник Минской региональной таможни (МРТ) Александр Валиев в начале встречи четко обозначил позицию ведомства: в подавляющем большинстве таможенники поддерживают точку зрения бизнеса и разделяют его обеспокоенность. Однако за последний год для облегчения жизни субъектов хозяйствования и ускорения всех процессов сделано немало:

— Да, один из предпринимателей озвучивал проблему: у его компании 8 тысяч листов ежегодно уходит на подтверждение стоимости товара. Этот вопрос мы затронем отдельно. Но вот что касается бумажного документооборота, объективности ради скажу: суть проблемы не только и не столько в таможне. МРТ давно работает с документами в электронном виде, и уже третий год как на основных пунктах таможенного оформления у нас начала функционировать система внешних электронных ящиков. Мы сами хотим меньше тратить времени на оформление бумажных документов и надеемся, что в дальнейшем временные затраты будут еще ниже.

В качестве доказательства, что многие процессы сейчас упростились и ускорились, в МРТ приводят такие факты: в июне из 3000 таможенных деклараций (ТД), по которым были выставлены требования, только в 8 процентах случаев потребовалось представить дополнительные документы и сведения по инициативе инспекторов. Еще один немаловажный фактор — оперативность таможенных процедур. За год среднее время оформления ТД снизилось в 2,4 раза, а среднее время выпуска товаров почти в 80 процентах случаев занимает не более 4 часов. Да, таможенники сегодня ускорились, и это стоит признать. В то же время бизнес сам зачастую тормозит процесс: например, некоторые импортеры сначала забрасывают таможенникам декларацию, забивая очередь, а потом довозят документы. В связи с этим в МРТ советуют пересмотреть иным предпринимателям методы работы и не тратить ни время, ни деньги.

Еще один наболевший вопрос, который требует решения, связан с представлением сертификатов соответствия. Сегодня 47 процентов случаев, когда выдвигаются требования, связаны с мерами контроля техрегламентов. С одной стороны, считают в МРТ, внешние электронные ящики позволят сделать этот вопрос менее острым. Однако бизнес озвучивает проблему: почему таможенники требуют сертификат, а не могут получить его непосредственно в том месте, где он выдавался. Ведь Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает такую возможность. Сообщается, что Государственный таможенный комитет подготовил и подписал со своей стороны, а затем направил в Госстандарт проект Соглашения об информационном взаимодействии, чтобы в режиме реального времени получать из Госстандарта те сведения, которые пока еще представляют декларанты. В ближайшие месяцы механизм уже может заработать.

Вопрос цены

Самый острый вопрос, который поднимают бизнесмены, касается контроля таможенной стоимости. Александр Валиев, обращаясь к представителям деловых кругов, озвучивает причины, по которым таможенники требуют документы подтверждения заявленной цены:

— Такая инициатива практически всегда исходит от профильных ведомств и носит наднациональный характер. В 68 процентах случаев мы признаем обоснованной заявленную импортером таможенную стоимость и соглашаемся с ней. В остальных случаях стоимость может корректироваться, так как товар стоит подозрительно дешево по сравнению с аналогами на рынке либо он в принципе не может столько стоить в условиях свободной конкуренции. Приведу пример. Импортер ввозит в страну металлические стеллажи по 20 центов за килограмм. При этом в Европе только килограмм металлолома, из которого получают сырье, стоит около 40 центов. Вы же прекрасно понимаете, что так не бывает. Или ввоз пластмассовой тары по цене в 1,5 раза ниже стоимости первичных полимеров, из которых она изготовлена. И подобных примеров много. Поэтому мы и требуем калькуляцию. Здесь не толщина комплекта представленных документов важна, а сама по себе объективная величина стоимости, ее соответствие рыночной конъюнктуре. Мы со своей стороны в течение этого года подготовили 3 пакета аргументированных предложений, чтобы обсудить и вынести на наднациональный уровень эти вопросы. Наша задача — снизить долю малоэффективных контрольных операций.

Сегодня есть два варианта прохождения контроля стоимости товара. Привычный вариант выглядит так: сначала вносится залог, импортеру дается 60 дней на представление документов, таможне — месяц на изучение и принятие решения. Есть и ускоренный способ: представить все документы сразу и пройти довыпускной контроль за 10 дней. МРТ осуществляет его и вовсе быстрее — за 4—5 дней. Здесь ожидают, что уже к осени доля ускоренных проверок вырастет до 50 процентов.

Голос деловых людей

По мнению заместителя председателя Ассоциации таможенных представителей, директора «Кастом сервис» Виталия Соболевского, разница между тем, как таможенники работали пару лет назад и сегодня, очень большая. Процесс пошел быстрее, констатирует предприниматель. Таможенные представители также со своей стороны готовы ускориться. Например, пункты 121—122 Таможенного кодекса дают возможность не вносить финансовое обеспечение, если декларация подается таможенным представителем. Это позволило бы производителям и импортерам существенно снизить издержки. Предприниматель и таможня были едины во мнении о необходимости совместно разработать документ, который позволил бы действовать по этой схеме.

Член Общественно-консультативного совета при ГТК от Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, директор компании «Налан»

Валерий Бойко выражает недовольство: большинство вопросов по корректировке стоимости связано с серьезными европейскими производителями, которые не понимают наших требований калькуляции:

— Понимаете, это многолетние контракты, но ведь цены варьируются. Сегодня продукция может стоить чуть дороже, завтра — дешевле. Да, мы представили документы и все доказали. Но, быть может, есть смысл выделить перечень добросовестных партнеров и по-другому к ним относиться? Я сейчас говорю о тех случаях, когда это импортные поставки напрямую от производителя.

Таможня напомнила о возможности работать непосредственно с ценами крупных производителей. Этот механизм заработал на пространстве ЕАЭС впервые именно в Беларуси. Но бизнес предложил эту процедуру модернизировать.

Еще одно прозвучавшее предложение —сделать проверку таможенной стоимости адресной. Например, из всех ТД конкретного субъекта хозяйствования проверять только некоторые отдельные поставки. Такие проверки, считают бизнесмены, все равно покажут, кто нарушает правила, а кто нет. В МРТ сходятся во мнении с деловыми кругами: если стоимость адекватна рынку, число излишних телодвижений на таможне, которые не заканчиваются доначислением в бюджет, а только занимают всеобщее время, необходимо снижать. Конкретные мысли Минская региональная таможня пообещала скоро озвучить.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр ВАЛИЕВ, начальник Минской региональной таможни:

— Для нас контроль таможенной стоимости — трудоемкий процесс, требующий много усилий и временных затрат. Отказаться от него мы не можем. Если производители белорусской продукции конкурируют с иностранными аналогами, мы должны защищать свою продукцию от недобросовестной конкуренции. При этом мы видим определенное недовольство со стороны бизнеса. Мы подготовили ряд предложений. Надеюсь, что при рассмотрении на наднациональном уровне найдем компромисс с нашими партнерами по ЕАЭС. Мы хотим выработать новые решения, которые еще вчера были невозможны, но реальны сегодня. И мы надеемся, что не только таможня, но и бизнес будет совершенствовать свои технологии и методы работы.

Беларусь Сегодня