27.08.15

Беларусь. О деловитости инспектора

Один из важнейших показателей работы таможни — взимание таможенных платежей, которые идут в бюджет. Чем быстрее проходит эта процедура, тем выгоднее экономике, бизнесу, стране в целом. В первом полугодии 2015–го в системе Государственного таможенного комитета быстрее всего экспорт товаров оформляли в Витебской таможне — в среднем за 6 минут. За последние полгода в жизни витебчан произошло много ярких событий. В январе, например, им вручили собственное знамя — как символ доблести и чести, как напоминание о безупречном исполнении профессионального долга. Тогда же открылось новое, оборудованное с учетом современных требований административное здание Витебской таможни. Здание Витебской таможни. Ее начальник Владимир Костеневич рассказал о значимости этих моментов, а также о перспективах развития таможенной службы самого северного региона страны: — Витебская таможня в течение длительного времени смогла избежать текучки кадров. Поэтому здесь нет дефицита квалифицированных работников среднего звена. Штатная численность сегодня около 500 человек. Интересно, что за последние 22 года она сократилась в 3 раза. Это следствие реорганизации и оптимизации, когда 6 существовавших в области таможен были объединены в одну. А также следствие новых прогрессивных технологий. Практически весь документооборот сегодня стал электронным. Около 99 процентов всех экспортных и импортных поставок оформляются с применением электронной таможенной декларации. Уже полностью автоматизированы статистическое декларирование товаров и учет гарантийных сертификатов. Сейчас идет эксперимент по автоматическому выпуску товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта. При этом полностью исключен человеческий фактор. После реконструкции в автомобильном пункте пропуска «Григоровщина», что в Верхнедвинском районе на границе с Латвией, появился инспекционно–досмотровый комплекс (ИДК). Пока он единственный в Витебской таможне. С его помощью сканировать грузовой автомобиль можно всего за 5 минут. Это позволяет выявить в нем товары и предметы, которые перевозить запрещено. При этом транспортные средства не нужно разгружать и даже открывать. Внедренные в «Григоровщине» современные технологии таможенного оформления, а также установка ИДК позволили увеличить его пропускную способность с 300 до 600 автомобилей в сутки. Кроме того, комплексная работа всех подразделений таможни на этом участке границы поставила контрабанде надежный заслон. Например, при сканировании в ИДК грузовика RENAULT была выявлена крупная партия сигарет — почти 600 тысяч пачек стоимостью 4,5 миллиарда рублей. Сигареты скрывались за ложной матерчатой стенкой, которая более чем на 2 метра была замаскирована мебелью. Всего же за полгода 2015–го табачных изделий нами задержано и изъято на 6,5 миллиарда рублей. Попадаются и крупные партии наркотиков. В РПТО «Бигосово–1» при помощи кинологической службы обнаружили 64 килограмма гашиша. Двое эстонцев везли его в Россию, заварив предварительно в бампере автомобиля CADILLAC. Сталкиваемся мы и с санкционными товарам из ЕС, которым закрыт путь в Россию. Лишь у одного перевозчика нынешней весной конфисковали почти 800 тонн европейских овощей и фруктов. За 6 месяцев 2015 года Витебской таможней заведено более 2 тысяч дел о различных административных правонарушениях. Стоимость изъятых и арестованных по ним товаров превысила 80 миллиардов рублей. Чтобы работать эффективнее, мы обмениваемся информацией с зарубежными коллегами. За последние 4 года у нас дважды проходили заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза. Латвийские таможенники приглашали нас на рабочую встречу осенью 2014–го, когда они проводили жесткие мероприятия, связанные с АЧС. У нас в «Григоровщине» они побывали при запуске ИДК, который был построен по общему проекту трансграничного сотрудничества «Литва — Латвия — Беларусь». В перспективе запланировано много мероприятий, которые сделают таможенное оформление юридических и физических лиц еще более комфортным и быстрым. Одно из них — запуск так называемой электронной очереди, которая упорядочит движение большегрузов через границу, сделает эту процедуру более безопасной, а также в идеале даст возможность бронировать удобное время для прохождения контроля в пунктах пропуска. Сначала она заработает в «Григоровщине», а затем — в «Урбанах» на Браславщине. Осуществить полную реконструкцию РПТО «Урбаны», а также построить там ИДК планируется в течение 2 лет. Но, пожалуй, самый масштабный проект будет связан со строительством мультимодального промышленно–логистического комплекса в поселке Болбасово Оршанского района. Хранение иностранных грузов, их перевалка всеми видами транспорта (в том числе — авиационным) и выпуск товаров — все это войдет в сферу нашей компетенции, потребует огромного внимания и, конечно же, создания новых рабочих мест. ЦИФРЫ Витебская таможня это: зона ответственности на участке границы с Россией, Латвией и Литвой протяженностью более 800 километров; 8 ведомственных и 5 республиканских пунктов таможенного оформления; ежегодное оформление около 1 тысячи субъектов хозяйствования, 300 тысяч легковых и 200 тысяч грузовых автомобилей.

Советская Белоруссия № 163 (24793)