29.06.09

Беларусь хочет зарабатывать на транзите грузов за счет стратегических инвесторов

Бельгийская логистическая компания AOI n.v стала единственным стратегическим инвестором по строительству международного транспортно-логистического парка в Национальном аэропорту «Минск». По информации представителей СЭЗ «Минск», российская компания «Международный логистический центр «КМК-логистик», победившая в прошлом году в республиканском тендере на выбор стратегического инвестора для строительства парка, утратила статус резидента Беларуси.

Как заявил в интервью «Белорусским новостям» начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Кучинский, «КМК-логистик» уже больше года не ведет с нами переговоров по реализации проекта. Мы не получили от компании подтверждение финансовой состоятельности по ранее заявленным инвестициям в 1,6 млрд. долларов. Поэтому сегодня мы работаем с бельгийской компанией AOI n.v, занявшей второе место в тендере».

Точная дата начала строительства транспортно-логистического парка пока не известна. Изначально предполагалось, что парк будет построен к 2014 году. Уже в текущем году планировалось приступить к созданию его инфраструктуры, в которую должны войти такие объекты как таможенно-терминальный комплекс, логистический центр, бизнес-центр, комплекс оптово-розничной торговли, международный выставочный комплекс, гостиничный комплекс.

«Однако пока еще нет указа о выделении инвестору участка земли под проектирование и строительство, не подписан инвестиционный договор и еще рассматривается представленный инвестором бизнес-план», — заявил С.Кучинский.

Он напомнил, что для строительства логистического парка изначально определили участок в 122 га. «Но строительство второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Минск» и вынос за черту города Минского авиаремонтного завода сузили первоначально отводившуюся для парка площадку. В связи с этим некоторые объекты, в частности бизнес-центр и гостиничный комплекс, будут возводиться на другом участке, относящемся к Смолевичскому району. Сейчас Минский облисполком изыскивает возможность выделить для этих целей около 20 гектаров земли».

Проект строительства транспортно-логистического парка имеет большое значение для Беларуси с точки зрения рыночного имиджа страны. По оценкам экспертов, через несколько лет Минск может стать важнейшим логистическим мостом между Европой и Азией.

Впрочем, по словам С.Кучинского, Беларуси «надо выстраивать логистические цепи по всем маршрутам. Это большой потенциал во внешнеэкономической деятельности. Только в прошлом году общий доход от транзита грузов (включая трубопроводную сеть) составил 2,6 млрд. долларов».

Но для создания разветвленной логистической сети необходимы объемные финансовые ресурсы, с которыми сейчас, в период кризиса, у Беларуси проблемы. «По последней информации, в Литве на создание трех общественных транспортно-логистических центров планируется направить около 320 млн. литов, из которых 220 млн. литов предоставит ЕС, — отметил С.Кучинский. — Но у нас нет таких финансовых средств, и поэтому мы делаем ставку на привлечение стратегических инвесторов, которые возьмут на себя не только строительство логистических центров, но и заботы с подводом инженерных и транспортных коммуникаций».

По мнению директора Белорусской ассоциации международных экспедиторов Елены Ильиной, «чтобы инвесторы строили в Беларуси логистические центры, им надо создать на законодательном уровне соответствующие привлекательные условия».

В этой связи, по ее мнению, заслуживает внимания проект указа президента «О логистической деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с проектом, инвесторы, в частности, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль, также предусмотрена уплата налога на землю по льготной ставке.

Но даже приход инвестора и реализация проекта еще не означает, что созданный центр окажется эффективным. «В СЭЗ «Минск» с участием иностранного капитала планируется создать логистический центр «Прилесье». Но есть определенная неуверенность, что поток грузов, который пойдет через этот центр, оправдает затраты на его создание», — отметила эксперт.

По ее словам, в Беларуси логистика не работает в полной мере, как например, в Литве. И дело не только в количестве логистических центров. «Литовское таможенное законодательство позволяет, например, менять инвойсовую стоимость грузов на терминалах. Ведь есть расходы, которые могут эту стоимость повысить. Например, затраты на хранение. Белорусское таможенное законодательство такого не допускает».

Как показывает практика, эффективная логистика позволяет экономить до 15-20% издержек, связанных с доставкой товаров потребителю. А снижение логистических издержек на 1% эквивалентно 10% увеличения объема перевозок, что для Беларуси, да и для других стран тоже, в нынешнее кризисное время особенно актуально.

Пока объемы грузоперевозок через Беларусь падают. За 5 месяцев объемы перевозок железнодорожным транспортом сократились на 19% по сравнению с прошлым годом, автомобильным транспортом — на 25%. Министерство транспорта и коммуникаций даже приняло решение скорректировать утвержденную на этот год программу «Транзит». Запланировано проведение более 30 мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, по выстраиванию логистических цепей, решению интеграционных вопросов в рамках ЕврАзЭс и гибкой тарифной политики.

Предполагается, что в результате принятых мер удастся выполнить прогнозные показатели по объемам грузоперевозок и получить запланированный доход в размере 1,7 млрд. долларов.

Белорусские новости; 29.06.09