12.07.07

Беларусь: Не на того растаможили

БелГазета; 12/07/07

BMW могут быть изъяты и обращены в доход государства»

Деятельностью официального импортера концерна BMW «РиМи Авто» вплотную занялся суд. В конце июня сотрудника предприятия, водителя Игоря Ходоренко, признали виновным в незаконной предпринимательской деятельности. На подходе - рассмотрение нового уголовного дела, на сей раз в отношении должностных лиц «РиМи Авто» во главе с учредителем Алексеем Гостевским.

Претензии к «РиМи Авто» возникли в 2005г., когда изучением подробностей работы импортера BMW занялось управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями Государственного таможенного комитета (ГТК). Выяснилось, что на протяжении нескольких лет автодилер принимал участие в поставке новыхBMW по сомнительной схеме. В ситуации двухлетней давности, когда таможенные пошлины на легковые автомобили, ввозимые в страну юрлицами, значительно превышали размер пошлин для физлиц, машина оформлялась на частное лицо, что служило основанием для уменьшения таможенных выплат.

Как следует из обвинения, предъявленного водителю «РиМи Авто» следствием Департамента финансовых расследований (ДФР) КГК по Минской области и Минску, Игорь Ходоренко, не оформив регистрацию индивидуального предпринимателя, на протяжении 2002-05гг. перегонял из Литвы в Беларусь автомобили BMW, которые приобретали клиенты автодилера. Пересекая таможенную границу, Ходоренко предъявлял нотариально заверенные и оформленные на его имя доверенности от имени покупателей автомобилей. На основании этих документов машины растаможивались по ставке для физлиц. Следствие обвинило Ходоренко в незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с получением дохода. В конце июня суд согласился с квалификацией, частично исключив из обвинения суммы незаконно полученного дохода, и назначил Ходоренко наказание в виде двух лет ограничения свободы.

В марте т.г. следствие ДФР КГК вынесло постановление о задержании учредителя «РиМи Авто» Алексея Гостевского, предъявив ему обвинение в уклонении от уплаты налогов путем сокрытия налоговой базы.

По мнению правоохранителей, действуя совместно с должностными лицами автодилера, которые также проходят по делу в качестве обвиняемых, Гостевский принимал участие в занижении суммы выручки от оказанных сервис-центром «РиМи Авто» услуг по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей BMW. Ожидается, что второе «дело «РиМи Авто» будет передано в суд уже в текущем месяце.

«ЧТО ЭТО ЗА ДИЛЕР И КАК ОН РАБОТАЕТ?»

О том, с чего началось «дело «РиМи Авто» и не возникнут ли претензии к деятельности других автомобильных импортеров, корреспонденту «БелГазеты» рассказал начальник оперативно-организационного отдела управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Владимир ГАРИФОВ.

- С чего началось уголовное дело сотрудников «РиМи Авто»?

- С проверки деятельности этого дилера за 2003-05гг., в течение которых «РиМи Авто» ввозил в страну автомобилиBMW. В ходе проверки установлено, что за это время в Беларусь поставлено 125 новых BMW, фактическим получателем которых выступил «РиМи Авто». Но только фактически - во всех случаях автомобили ввозились или с использованием документов, содержащих недостоверные сведения, или оформлялись на подставных лиц.

- Не все BMW пригонялись в Беларусь по конкретному заказу покупателей?

- Выявлен ряд случаев, когда гражданам Беларуси за небольшое вознаграждение выдавали доверенность на BMW, но сам автомобиль при этом они не получали. Это подставные покупатели, которые не располагали средствами не только на покупку BMW, но даже на уплату налогов. Согласившись на упоминание в доверенности их имен, люди получали вознаграждение от $10 до $50. Иногда автомобиль пригоняли на адрес конкретного покупателя. Расчеты с ним происходили через оффшор: деньги направляясь на латвийскую фирму «Рими-инвест», одним из учредителей которой выступал Гостевский. Поэтому на территории Беларуси сделки купли-продажи автомобилей фактически не заключались. Покупатели BMW платили таможенные пошлины как физлица, но, скорее всего, выплаты должны были поступать от имени юрлица.

- После предъявления обвинения сотрудникам «РиМи Авто» появилась информация о том, что дилер не имел лицензии на торговлю автомобилями. Соответствует ли она действительности?

- По нашей информации, автодилер осуществлял сервисное и техническое обслуживание BMW, но в представленных нам документах не говорилось о том, что «РиМи Авто» продает эти автомобили.

- Проверка, с которой начались уголовные дела «РиМи Авто», была плановой или правоохранительные органы располагали некоей информацией о нарушениях закона автодилером?

- Плановой проверка не была: ГТК - субъект оперативно-розыскной деятельности, следовательно, мы располагаем оперативной информацией. ГТК анализирует внешнеэкономическую деятельность, выбирая сферы, представляющие риск в части контрабанды или уплаты таможенных платежей. Одним из фактов, к которому мы проявили интерес, стали рекламные сведения «РиМи Авто», согласно которым компания выступала как официальный дилерBMW. При этом с 2002г. она не ввезла ни одного транспортного средства. Узнав об этом, мы задались вопросом: что же это за официальный дилер и как он работает? Схема работы лежала на поверхности: коль существуют разные ставки таможенных пошлин, то найдутся люди, которые захотят воспользоваться самыми низкими, пусть даже и с нарушением закона.

- Отпала ли у сотрудников ГТК необходимость разбираться в деле «РиМи Авто» после предъявления обвинения должностным лицам автодилера?

- Нет. В настоящее время из уголовного дела выделено отдельное административное производство в отношении незаконного ввоза 123 автомобилей. ГТК решает судьбу незаконно ввезенных автомобилей, которые по законодательству могут быть изъяты и обращены в доход государства. В настоящее время наложен запрет на отчуждение BMW. Продать автомобили пока невозможно.

- Владельцы BMW могут лишиться своих автомобилей?

- Пока не могу исключить такого развития событий. Окончательное решение зависит от результатов расследования и решения суда.

- Выходит, клиенты «РиМи Авто» тоже нарушали закон?

- Хотя все они добросовестные покупатели, которые заключали договоры, платили деньги и перечисляли налоги, нельзя исключить тот факт, что автомобили ввезены в страну с нарушением законодательства.

- Проверяете ли вы деятельность других автодилеров в период существования разницы таможенных платежей?

- В некоторых субъектах хозяйствования, названия которых упоминать не буду, уже прошли проверки, в результате которых государству возмещен ущерб. В настоящее время незаконные схемы ввоза новых автомобилей в Беларусь остановлены.