28.02.17

Белору́ссия. Экспедитор живет экспортом

Подавленный спрос на перевозку грузов на внутреннем рынке усугубился шквалом неплатежей. В таких условиях транспортноэкспедиционные операторы вынуждены экстренно переориентироваться на экспорт услуг. Об этом в интервью «БР» заявил директор компании «Глас-Логистик» Алексей Пакутник.

— Со второй половины 2016 года наблюдаем обострение проблемы неплатежей. К сожалению, несмотря на некоторое улучшение макроэкономической статистики в целом по стране, мы пока не видим роста платежеспособного спроса со стороны предприятий реального сектора. Из примерно 200 заказчиков, с которыми мы работаем на внутреннем рынке, более-менее устойчивое финансовое положение в лучшем случае у полутора десятков компаний.

Сейчас мы, по сути, кредитуем многих клиентов на внутреннем рынке, а на некоторых дебиторов даже были вынуждены подать в суд, чтобы вернуть давно просроченные долги. Вот уже больше года сразу несколько крупных предприятий не могут с нами рассчитаться. Это не только проблема нашей фирмы, но и белорусского рынка транспортно-экспедиционных услуг в целом. Судебные приставы буквально завалены такого рода делами.

Транспортно-экспедиционная отрасль является своего рода лакмусовой бумажкой ситуации в экономике, и то, с чем мы сталкиваемся, пока не свидетельствует в пользу общего оздоровления.

— Алексей Михайлович, проблемы с расчетами чаще возникают с государственными или частными компаниями?

— К числу проблемных заказчиков я отнес бы частные компании, которые имели неосторожность вести бизнес с государственными предприятиями. Это касается прежде всего строительного комплекса, в котором многие фирмы рассчитывали на государственное финансирование, но не получили его. С 2015 года, после того как некоторые заказчики подвели нас на крупные суммы, мы были вынуждены прекратить работу со строительным сектором. Трудно с расчетами в перерабатывающей промышленности, хотя мы продолжаем принимать заказы на перевозку грузов компаний, работающих в этой отрасли.

Сейчас ориентируемся не столько на форму собственности и отрасль, сколько на типы грузов. Наиболее благополучно обстоят дела с доставкой оборудования и запчастей для модернизации. На эти цели у заказчиков, как правило, находятся «живые» деньги. А вот если взяться за перевозку «молочки» по заказу сельхозорганизации, то спрогнозировать поступление средств за оказанную услугу трудно.

Проблема неплатежей на внутреннем рынке заставляет экспедиторов переключаться на экспорт услуг, обслуживать грузопотоки европейских и российских предприятий. Сейчас экспортные заказы формируют около 20 % выручки «Глас-Логистик», цель на 2017 год — довести этот показатель до 40 %. По сути, уже сейчас мы живем благодаря экспорту услуг, по которому имеем стабильные расчеты и благодаря которому можем брать заказы белорусских компаний, кредитуя их.

— Так может, есть смысл полностью переориентироваться на экспорт, раз уж работа на внутреннем рынке настолько рисковая?

— Мы не ставим перед собой такой цели. Более того, я, как собственник и руководитель фирмы, принципиально выступаю за работу на внутреннем рынке, как бы трудно здесь ни было. Таким образом мы и другие экспедиторы поддерживаем предприятия реального сектора экономики, способствуем тому, чтобы капитал оставался в стране.

— Предпочитаете доставлять грузы в кооперации с белорусскими или зарубежными транспортными компаниями?

— В основном с белорусскими. В том числе по этой причине экспорт услуг у нас в восемь-девять раз превышает импорт услуг. Валюту мы оставляем в Беларуси. Да, по ряду экономических причин заказать польскую или литовскую фуру зачастую дешевле, но с нашими перевозчиками работать проще, и они довольно надежные. На рынке международных грузоперевозок белорусы смогли завоевать авторитет качеством услуг. Это помогает искать экспортные заказы.

— От других экспедиторов доводилось слышать, что если с российскими заказчиками, как правило, удается найти взаимопонимание, то прорваться в Европу очень трудно, поскольку рынок там консервативный и поделен между основными игроками.

— Только под лежачий камень вода не течет. Клиента надо в хорошем смысле обласкать, он должен чувствовать комфорт. Позже этот комфорт перерастет в доверие. Тот факт, что мы белорусская компания, не помешал нам найти заказчиков в Англии, Германии, Польше, Чехии и других странах.

— В последнее время все чаще звучат призывы к государству поддержать тех, кто вовлечен в международные перевозки грузов. В какой поддержке нуждается отрасль?

— Важно устранить разного рода технические барьеры перед экспортерами, чтобы нам прежде всего не мешали. К тем, кто приносит валютную выручку, должно быть особое отношение.

Белорусы и рынок