24.10.07

Белоруссия ограничила автоперегонщиков

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 15 октября 2007 года подписал указ №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования». Документ в очередной раз изменил список товаров для провоза через белорусскую границу без таможенной пошлины. Ввоз в Белоруссию более двух автомобилей в год теперь приравнивается к предпринимательской деятельности.

Указ Лукашенко вводит ограничения, которые уже успели окрестить «концом эры перегонщиков». Перегонщик – профессия, известная с открытия границ, когда человек мог себе позволить иномарку, бывшую в употреблении, но экономил и сам не ехал за ней, а оплачивал труд нанятого человека. Теперь, если на территорию Белоруссии в год один человек ввозит более двух автомобилей, это считается предпринимательской деятельностью, влекущей за собой уплату налогов. За нарушения предусмотрена административная ответственность.

Понятно, что такая мера приведёт к удорожанию автомобилей. Эту нишу займут оптовые продавцы с другими ценами и надбавками. А в то, что данная мера поможет вывести бизнес перегонщиков из «серых» схем, не верится. Люди придумают очередной выход из сложившейся ситуации.

Кстати, у калининградских перегонщиков возникла схожая проблема, когда летом «в оборот» их взяла наша доблестная таможня. В 2005-2006 гг. ими было ввезено значительное количество легковых автомобилей, заявленных как для личного пользования. В соответствии с этим и были уплачены таможенные пошлины и налоги – исходя из единой ставки.

Однако позднее Федеральная таможенная служба РФ вдруг сделала вывод, что упомянутые машины в количестве более одной штуки на одного декларанта ввезены для иных целей, то есть для получения прибыли. В связи с этим ФТС указала на неправомерность применённых ранее исчисленных таможенных пошлин и налогов. В итоге СЗТУ предъявило целому ряду перегонщиков требования об уплате таможенных платежей за ввезённые ими в 2005-2006 гг. автомобили в значительно большем размере. Так, одному человеку было начислено к дополнительной уплате 46 млн рублей. В общем, перегонщики тут оказались «крайними». И не последнюю роль сыграло именно отсутствие соответствующих законодательно установленных и чётко определённых ограничений на ввоз авто.

Возвращаясь к нашим соседям, нужно отметить один важный аспект: для значительного количества людей, живущих в европейской части России и имеющих доход, только приближающийся к среднему, белорусский коридор являлся важным маршрутом, по которому реально было получить машину. Разница в цене автомобиля в несколько сотен долларов для таких людей весьма значительна. Указ Лукашенко косвенно ударяет по ним. Однако ещё больше он бьёт по экономике самой Белоруссии. Ведь если перегон через её территорию станет нерентабельным, то он просто прекратится.

Александр Николашин , "Авторынок Калининграда", №42 от 24.10.2007