18.08.06

Белоруссия закрыла российско-латвийскую границу

На таможенной границе России и Латвии скопилось около 950 фур. Около половины из них перевозят продовольствие.

Задержки на таможне грозят перевозчикам порчей продукции и потерей клиентов. Попытки предъявить претензии Федеральной таможенной службе (ФТС) не принесут результатов, считают эксперты.

Ситуация на российско-латвийской границе остается напряженной. По данным Федеральной таможенной службы(ФТС), в настоящее время на границе на территории Латвии в многокилометровой очереди скопилось около 950 фур. Непосредственно в российской погранично-таможенной зоне стоят порядка 30 автофургонов. Однако в ФТС считают, что возникшие затруднения на границе скоро удастся разрешить. Процедура досмотра максимально ускорена. Мы пропускаем около 460 фур в сутки, поэтому рассчитываем, что уже к субботе ситуация изменится и пробка рассосется , сообщил Газете.Ru представитель ФТС. Латвийские таможенники оценивают ситуацию на границе с Россией менее оптимистично.

При нынешней пропускной способности латвийских КПП на границе с Россией очереди из сотен грузовых машин могут сохраниться до конца года , сказал руководитель Латвийской таможни Гунар Даболтиньш. Кроме того, в среду глава правительства Латвии Айгар Калвитис сообщил, что по истечении 48 часов, отпущенных премьером на наведение порядка на КПП Терехово , ситуация у пункта пограничного контроля на границе России и Латвии по-прежнему оставалась крайне сложной.

Что касается причин возникновения на границе России и Латвии 20-километровой пробки, то, как отметил Гунар Даболтиньш, их стоит искать в увеличении грузооборота между Латвией и другими странами. Одновременно министр внутренних дел Латвии Дзинтарс Яунджейкарс выделил еще три причины: ремонт дорог в Эстонии, из-за которого поток грузов из ЕС переориентировался на Латвию, смена руководства таможни на российской стороне (речь идет о пункте пропуска Бурачки Себежской таможни Северо-Западного таможенного управления) и нехватка в Латвии пунктов пропуска на границе с Россией.

По мнению же российских таможенников, осложнения на российско-латвийской границе возникли из-за действий властей Белоруссии. Из-за ужесточения режима транзита увеличения дорожного налога и усиления транспортного контроля автоперевозчики грузов из Европы предпочитают ехать через Латвию. Экономически это более выгодно , сказали Газете.Ru в Федеральной таможенной службе России.

Советник генерального директора компании Совтрансавто Анатолий Пинсон в разговоре с Газетой.Ru отметил, что вины таможенников в сложившейся ситуации нет. Российская таможня пропускает нормальный объем транспортных средств .

Просто произошел резкий приток транспорта с других направлений, в частности Беларуси .

Единственный выход в данном случае это расширить или построить дополнительные пункты прохода на российско-латвийской границе , считает Анатолий Пинсон.

По данным ФТС, около 40% скопившихся на границе фур рефрижераторы, которые перевозят продовольственные товары. По словам эксперта ИК Financial Bridge Ольги Шкред, это в основном мелкие перевозчики, для которых любые задержки с доставкой груза могут обернуться порчей груза и потерей клиентов.

По информации Газеты.Ru , владельцам фур, скопившихся в очереди на КПП, некие лица предлагают за 100 евро ускоренный вариант пересечения границы.

Многие водители, особенно те, которые перевозят скоропортящиеся грузы, вынуждены принимать такие условия. В ФТС данные сведения комментировать отказались.

В Международной ассоциации автомобильных перевозчиков корреспонденту Газеты.Ru заявили, что в сложившейся ситуации на границе России и Латвии транспортные компании выступают в роли пострадавших. От более детальных комментариев в ассоциации отказались. В то же время, по словам представителей ФТС, пока никаких претензий со стороны перевозчиков не поступало.

Впрочем, по мнению экспертов, любые претензии к таможенникам со стороны перевозчиков бесперспективны. Еще не было ни одного случая, когда транспортные компании смогли бы что-то отсудить у таможни. Дело в том, что таможенники дают только приблизительные сроки, в которые должен быть осмотрен транспорт. Но в случае задержек у них всегда есть возможность сослаться на какую-либо причину, и разбирательства с ними не дадут никаких результатов , отмечает Ольга Шкред.

"Руструбпром", 18.08.06