25.01.06

Бензин подорожает к марту

Правительство создало максимально выгодные условия для экспорта нефти, расплатившись за мораторий на повышение розничной стоимости топлива в 2005 году. Возврат к пиковым ценам возможен через месяц. Председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о снижении с 1 февраля 2006 г. с нынешних 179,6 $/т до 160,8 $/т экспортной пошлины на нефть, а также сырые нефтепродукты. В период ожидания топливного кризиса 2005 года, и на его пике пошлина повышалась. В июне на $35,6 за тонну. К началу октября с учетом промежуточного повышения в августе, "налог" на вывоз нефти вырос еще на $42,6. Интересно, что в феврале 2005 года снижение пошлины на продажу нефти за рубеж объяснялось некоторым падением мировых цен на нефть. Нынешний подарок экспортерам сделан на фоне роста мировых цен. Российская нефть марки Urals с начала года подорожала на 8,3% до $57,94 за баррель. О росте оптовых цен на все виды автомобильного топлива в начале года сообщили различные агентства.

По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков (ЦИК ННР) "Кортес", с начала года оптовые цены на дизельное топливо в среднем по России выросли на 2% до 13 тысяч 778 рублей за тонну, бензин "А-80" подорожал на 2,33% до 14 тысяч 79 рублей за тонну, "А-92" - на 2,02% до 16 тысяч 108 рублей за тонну и "А-95" - на 0,26% до 17 тысяч 326 рублей за тонну. В свою очередь, по данным Русского топливного агентства, цены поднялись еще выше. Дизельное топливо подорожало на 7% бензин "А-80" - на 6% и "А-92" - на 3,5%. При этом все январские объемы бензинов, данным участников рынка полностью законтрактованы и свободного продукта на рынке нет, что указывает на возможность дальнейшего роста цен. Январский рост цен на бензин является послепраздничной коррекцией рынка, выходом на нормальные ценовые уровни. Говорить о неком резком росте цен в январе нельзя, говорится в сообщении Минпромэнерго со ссылкой на помощника министра Станислава Наумова. Как отмечается в сообщении, информация о росте цен на бензин в январе в связи дефицитом топлива не соответствуют действительности в силу использования некорректной методики обработки данных. По данным министерства, дефицита топлива на рынке нет. Скорее наблюдается обратная картина: в период с 29 декабря 2005 г. по 18 января 2006 г. запасы автомобильного бензина на НПЗ увеличились - с 613 до 633 тыс. т и дизельного топлива - с 664 до 678 тыс. т. Тем не менее вслед за оптовыми ценами, по данным агентства Аи92, начала подниматься и стоимость бензина и дизельного топлива в розничных сетях Петербурга.

На литр топлива на АЗС накидывают от 15 до 40 копеек. Впрочем, есть станции, которые напротив понизили цены До сих пор аналитики ожидали повышения цен на топливо только к весне. Президент Петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин специально для читателей DP.RU описал тенденцию последних нескольких лет: "За последние годы выявлена четкая тенденция - ноябрь-спад цен, январь стояние на месте, конец апреля - рост оптовых цен на 300-400 рублей за тонну. Розница отстает недели на две". Однако нынешняя ситуация дает основания предположить, что цифры на рекламных стойках АЗС начнут массово увеличиваться не в конце апреля, а уже в марте, если не в конце февраля. Ведь подорожание топлива происходит даже на фоне явного снижения спроса, - по разным оценкам от 20-30%, городского автопарка не вышло на дороги. Как только морозы спадут, спрос резко возрастет. Как известно, рост цен на топливо, всегда увеличивает стоимость любых товаров. Точно оценить долю транспортной составляющей трудно, но косвенный ориентир дает, например рост тарифов на проезд в коммерческих маршрутках. Участники рынка говорят, что он, вероятно, произойдет с 1 февраля и составит 2-3 рубля.

Деловой Петербург