23.06.06

Безалкогольное лето. Во что нам обойдутся новые акцизные марки

В магазинах Москвы стали исчезать из продажи импортные алкогольные напитки: часть из них стремительно распродается, а часть возвращается поставщикам. Оскудение прилавков связано с тем, что алкогольная продукция с акцизными марками старого образца с 1 июля 2006 года будет признана нелегальной.

Справка. Новый закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступивший в силу с 1 января этого года, ввел специальные федеральные марки для отечественной продукции и акцизные - для импортной. Заводы-производители должны наносить на них особый штрих-код, содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности и прочее. Штрих-код каждой бутылки попадает в так называемую Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) об обороте алкоголя в стране.

О том, что "в продаже осталось совсем небольшое количество вин, и в ближайшее время новых поставок не привидится", РИА Новости рассказали в "Седьмом континенте". О сокращении ассортимента как отечественных, так и зарубежных вин сообщили и в "Перекрестке". "Сейчас мы оставили в продаже по 1-2 бутылки каждого вида вина, а оставшуюся партию будем возвращать поставщикам. Так как из-за замены акцизных марок мы не успеем реализовать всю продукцию до 1 июля", - отметил собеседник агентства. "Новые поставки винной продукции ожидаются только в середине июля", - добавил источник в "Перекрестке". По его словам, никаких скидок на вина в сети супермаркетов нет.

Впрочем, "Финансовым Известиям" удалось обнаружить в "Перекрестке" подешевевшие "процентов на 20" элитные французские и испанские вина. Остальной алкоголь, по данным издания, действительно продается без всяких скидок.

Это и понятно: торговцы стремятся сбыть в первую очередь дорогую продукцию. Так, в "Рамсторе", в отделе элитного алкоголя на фоне полупустых полок здесь и там мелькают зеленые ценники - признак активной распродажи. Там, где были самые щедрые предложения, уже все смели.

В Metro Cash&Сarry скидок обнаружено не было вовсе, хотя представители ритейлера неоднократно заявляли ранее, что снизят цены на 20-80%. И все-таки при этом посетителей винного отдела встречают полупустые полки. "Видимо, все, что было предложено со скидкой, уже расхватали", - предполагают "Финизвестия".

Та же картина и в "Ашане". В мелких торговых точках винные и водочные полки уже сегодня заполнены на 20%, замечает издание.

Спиртное есть - марок нет

Дефицит на рынке возник из-за целого ряда проблем, в основе которых - запоздание с формированием законодательной базы в связи с введением с 1 января новых марок, объяснил директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. "Из-за этого импортеры до сих пор не наладили ввоз алкоголя", - подчеркнул он. По словам эксперта, на рынке сейчас не более 5% приходится на алкоголь с новыми марками.

Дробиз отметил, что компании-импортеры ожидают возврата из розничной сети непроданной продукции со старыми акцизными марками. По его словам, "ожидание колоссальных убытков" не позволяют импортерам привозить спиртное или делать большие закупки даже теперь, когда марки уже есть.

В свою очередь, Федеральная таможенная служба напоминает, что "новые марки с конца марта выдаются всем желающим". Как пояснили РИА Новости в ФТС, причина пустых полок в магазинах - нерасторопность операторов, которые до сих пор не закупили оборудование, необходимое для маркирования по новым правилам и обеспечивающее поступление данных об алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

"Многие не успели закупить такое оборудование", - признает Вадим Дробиз. По данным Союза участников алкогольного рынка, к системе в данный момент подключены не более 10% операторов рынка из существующих 2,5 тысяч операторов.

Регионы подсчитывают убытки

Сложная ситуация складывается и в регионах. Так, в Тюмени в магазинах "Солнце в бокале", "Мостовский", "Вино-Табак" и "Виномания" "Накануне.RU" сообщили, что импортной продукции с новыми акцизными марками пока не поступало, а весь алкоголь со старой маркировкой будет возвращен поставщикам. И, похоже, что в ближайшее время в ассортименте на прилавках останется только российское спиртное. Полупустые полки и в торговых сетях Ханты-Мансийского автономного округа. Крайне мало алкоголя с новыми акцизными марками завозится и в Свердловскую область.

Все это не замедлило сказаться на региональных бюджетах. Так, в Челябинской области налоговые поступления от акцизных сборов по сравнению с прошлым годом упали более чем в три раза, сообщил "Накануне.RU" начальник управления по контролю за оборотом алкогольной продукции Министерства сельского хозяйства Челябинской области Вячеслав Игнатов.

За город - со своей выпивкой

Как напомнила в беседе с "Накануне.RU" заместитель руководителя налоговой инспекции Ленинского района города Магнитогорска Ирина Демьяненко, новый закон с 1 июля лишает индивидуальных предпринимателей (ИП) права торговать алкоголем: чтобы продолжить реализацию спиртного им необходимо было перерегистрироваться в юридическое лицо (ООО, ОАО либо ЗАО) и получить соответствующую лицензию. Точных данных, по которым можно было бы судить о том, сколько частных предпринимателей уже прекратили свою деятельность, в регионах пока нет.

"О нововведениях было известно давно, за полгода, и те, кто хотел перестроиться под новые правила, думаю, имели возможность изменить свои учредительные документы, - заявил председатель Комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян. - Однако необходимо было сформировать определенный размер уставного капитала и получить лицензию, потому что существуют и ограничения - минимальный предел уставного капитала установлен правительством области в размере 200-250 тыс. рублей. Поэтому, на мой взгляд, пока можно только размышлять о том, на кого изменения в алкогольном законодательстве повлияли в большей степени".

По его мнению, в наиболее невыгодном положении окажутся те, кто занимался розничной торговлей алкоголем в небольших населенных пунктах и сельской местности, где вряд ли большие обороты и можно собрать достаточно имущества, чтобы сформировать уставной капитал такого размера. "Скорее всего, в таких населенных пунктах закроются точки торговли, к каким последствиям это приведет - можно только предполагать. Но маловероятно, что туда придут представители крупных компаний", - отметил Евгений Копелян.

Цены будут расти

Производители, между тем, подсчитывают убытки. По мнению академика Международной академии виноградарства и виноделия Марка Кауфмана, от запрета на продажу алкоголя со старыми акцизными марками Россия потеряет не менее 6 миллиардов рублей.

А по подсчетам "Накануне.RU", производители, поставщики и торговые сети понесут "колоссальные убытки" - от $700 млн до $1 млрд. Все это неизбежно приведет к росту цен на спиртное. Однако резкого скачка цен эксперты не прогнозируют. По мнению аналитика ИК "Финнам" Владислава Кочеткова, "цены вырастут не больше, чем на 10-15%", иначе население просто "перейдет на самогон". С этими прогнозами, впрочем, согласны не все. Как отмечает руководитель Уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф, дефицит импортного алкоголя может привести к повышению цен на него на 20-30%.

Стабилизации на рынке алкогольной продукции следует ждать не ранее ноября, полагает Вадим Дробиз.

Впрочем, законодатели полагают, что все эти издержки оправданны. "В недавнем прошлом доля фальсифицированного алкоголя на рынке была запредельной. Новый закон сможет исправить эту ситуацию. В конце концов, чем меньше водки будет выпускаться, тем качественнее она будет, - все равно ее на всех хватит", - утверждает председатель комитета по экономической политике Госдумы Валерий Драганов.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников